Что такое взаимопонимание как оно возникает. Что такое взаимопонимание. Один разговор - одна проблема

И друг друга. Основа взаимопонимания - , и .

Чтобы налаживалось взаимопонимание, нужно встречаться и общаться. Взаимопонимание быстрее налаживается между теми, кто общается между собой - и теряется, если и когда общение становится более редким. Больше - и будете лучше друг друга понимать. Однако если при встрече много и весело вы говорите сами - возможно, вам вместе будет весело, но это в мало степени способствует взаимопониманию. Встречаясь с интересными и важным для вас человеком, полезнее распрашивать и слушать, стараясь понять его взгляды, отношения и привычки.

Интересно: если девушка сама не очень понимает себя, если у нее самой "плавают" взгляды и отношения, то с ней самой взаимопонимание налаживать труднее. Легче налаживается взаимопонимание с теми, у кого взгляды и ценности определены.

​​​​​​​Встречи и частое общение помогают взаимопониманию, но еще важнее - как вы общаетесь, каков стиль вашего общения? Вы сразу встречаете человека улыбкой, теплыми фразами, с удовольствием говорите ему что-то приятное? Заметьте: те люди, для которых естественно относиться к другим тепло и доброжелательно, легче налаживают взаимопонимание с самыми разными людьми. Ленивые ждут, когда начнут их понимать, только после этого начинают к партнеру относиться доброжелательно и тепло. Умные начинают сами относиться к партнеру тепло и доброжелательно, после чего взаимопонимание приходит быстро. Подробнее см.→

​​​​​​​При этом взаимопонимание всегда легче между теми людьми, у которых более сходны точки зрения, интересы, круг и стиль общения. Взаимопонимание затруднено, если у людей сильно разные точки зрения, различное семейное или культурное . На взаимопонимание влияют и гендерные различия, и является фактом, что мужчинам и женщинам не всегда легко понимать друг друга . Что делать? Учиться понимать друг друга. Узнавать особенности друг друга, освоить технику Тотальное Да и "Повтори, согласись, добавь ", избавляться от категоричности , вместо споров и давления больше слушать и спокойно обсуждать разногласия , начиная в первую очередь с того, что вас сближает.

Для пар, собирающихся строить семью, практически обязательно обсудить вопросник "Основы семейного договора ", где предлагается обсудить множество практичных тем и вопросов, с которыми все равно придется столкнуться. Начав думать вместе, как они будут обустраивать квартиру, какой будет режим дня, как нужно ухаживать за тем, кто из них заболел и как реагировать, если кто-то разбрасывает свои вещи, вам будет проще донести до другого, что важно для вас и легче понять взгляды вашего любимого.

Много есть чудес на свете,

Человек — их всех чудесней.

Софокл

Взаимоотношения — это самое важное в жизни человека. Без них человек — ничто.

Мы все вовлечены во взаимоотношения. В сущности, все мы постоянно находимся во взаимоотношениях со всем и всеми.

Мы связаны взаимными отношениями с самим собой. Со своей семьёй, с окружением, с нашей работой и друг с другом.

Все наши знания и переживания о себе воспринимаются нами в связи с нашими взаимоотношениями. Вот почему взаимоотношения так важны для человека и так влияют на его счастье.

Человек может познать себя только через отношения с другими людьми. Для счастья человека необходима в какой-то степени определенность, т.е. человек должен осознавать себя, но, а без общества этого достигнуть невозможно.

Человек может увидеть в себе лишь то, что видит в других людях. Взаимопонимание, гармония, ощущение поддержки, возможности самореализации себя в этом мире, ощущение своей значимости для мира, стремление к деятельности, желание жить полной жизнью — вот то, что может сделать человека счастливым.

Однако всего этого невозможно достичь в одиночку. Только являясь частью общества, опираясь на поддержку других людей можно приблизиться к этому непостоянному ощущению.

Наоборот, человек должен подумать, что он может дать, что может создать, что может сделать реальным.

Взаимопонимание между людьми — это ключ к счастью. Это замкнутый процесс, т. к. понять себя невозможно без общения с другими людьми, но в тоже время как мы можем познать другого человека, не разобравшись в себе?

Бытие всего сущего творится при участии слова. На каком бы языке вы ни говорили, ваши намерения выражаются посредством слова.

Слово — это сила, могущественная способность человека самовыражаться и общаться, достигать взаимопонимания в обществе.

Однако слово — мощнейшее орудие человека. Подобно обоюдоострому мечу, оно может, как породить удивительно красивый сон, так и уничтожить всё вокруг. Одна грань — злоупотребление словом, творящее настоящий ад.

Другая — выверенность слова, создающая красоту и любовь, достигающая взаимопонимания. Поэтому, чтобы человеку быть счастливым необходимо стремиться к безупречности в своих словах, пытаться, как можно яснее выражать свои чувства, чтобы не ранить окружающих.

Однако о значении языка для счастья также можно поспорить, ведь зачастую люди не могут выразить словами то, что по-настоящему чувствуют и желают выразить, нельзя полностью доверять словам. Не будут ли ваши чувства выглядеть искусственно в обрамлении слов?

Когда речь идет о таких сложных и многогранных понятиях, как любовь и верность, язык оказывается ещё менее точным. Кроме того, за многими языковыми выражениями тянутся длинные нити человеческих комплексов.

Подчас какая-то внешне совершенно безобидная фраза может вызвать у человека целую гамму отрицательных эмоций. Поэтому, если человек хочет обрести счастье, то он должен понять, насколько бесполезен в этом смысле язык и как важны для этого наши чувства и истинные желания.

Человек может сказать неправду, но его глаза никак не смогут солгать. Иногда стоит заглянуть в глаза человека и понять то, что не сможешь выразить, даже будучи великим писателем.

Если человек хочет достичь взаимопонимания в обществе и счастья, то ему необходимо быть уравновешенным, терпеливым, нужно научиться прощать, верить и надеяться.

Человеку требуется научиться открываться для других людей, уметь выслушивать человека, пытаться помочь, а не выливать на окружающих поток своих проблем и не ждать мгновенной помощи.

Однако, главное место в решении проблемы взаимопонимание между людьми, играет сам человек. Поэтому если у человека возникают какие-то проблемы в общении, то не нужно винить в этом весь белый свет, а в первую очередь стоит заглянуть себе в душу.

Так как отношение к жизни — это результат нашего внутреннего состояния, нашего отношения и жизненных позиций. Если человеком правят мир и любовь, таковым будет и его отношение к окружающему миру, к жизни и к другим людям.

Неадекватные отношения с внешним миром и деспотичные по сути отношения с другими людьми — это следствие внутренних сбоев и неполадок. Человек зачастую требует от жизни и других людей, чтобы они соответствовали его меркам и стандартам, его представлению о том, что правильно, а что нет.

Что такое взаимопонимание – тема данной статьи, важно понимать, что такое взаимопонимание, и применять это в жизни.

Любой человек на нашей планете, какой бы он не был, всего лишь хочет от других людей понимания, чтобы его просто выслушали и поняли. Это вроде бы так просто, но посмотрите, сколько конфликтов на нашей планете, сколько недоразумения банально из-за того, что люди просто не могут понять друг друга.

Даже взять элементарную среднестатистическую семью, то в ней, как правило, члены семьи не находят понимания друг друга, есть только критика, оскорбления и унижения, конечно не всегда, бывают и проблески взаимопонимания, но они как правило редки, если это было бы не так, то в нашем мире не было бы столько войн, ведь всё начинается с семьи.

Посмотреть на мир глазами другого человека

Чтобы понять другого человека, прежде чем его критиковать и , нужно, для начала, посмотреть на мир его глазами, попробовать понять, почему он поступил именно так, а не иначе, что он чувствовал внутри, что его побудило к тем или иным действиям и вообще, какие обстоятельства жизни он в этот момент переживал.

Пример из жизни

Сын хочет поехать на машине в большой город, где движение очень сильное. Отец не отпускает его туда, аргументируя это тем, что в городе много машин, а сын то ещё толком не научился хорошо водить, и это можем привести к различным неприятным ситуациям, самая меньшая из которых это ДТП, как следствие денежные затраты на ремонт.

Чаще всего здесь и происходит конфликт, нет взаимопонимания между отцом и сыном. Но сыну следует понимать, что отец его любит, поступая так, он желает ему добра, это и есть понимание. Отец тоже пусть поймёт сына, ведь у того есть машина, а он всё катается на дальние расстояние на автобусе, а сын то с комфортом хочет перемещаться, зачем тогда машину покупали.

И здесь отец должен объяснить сыну, что он понимает его и что, как только сын наберётся опыта по части вождения, он будет ездить туда, куда он захочет. И главное чтобы это действительно не были просто слова, и когда сын действительно будет готов, чтобы отец отпустил его на этот раз, не смотря на все свои , просто начав верить в сына.

Это всё и есть взаимопонимание, чаще всего здесь происходят конфликты, два родных человека отдаляются друг от друга, закрываются, могут быть сделанные необдуманные действия, которые приводят к печальным последствиям.

Сперва понять, потом быть понятым

Это очень важно. У большинства из нас всё как раз наоборот, не важно, кто там что, важно чтобы меня поняли. Но все так рассуждают и общение не получается, понимание не приходит, все друг друга перебивают, никто никого не слышит.

Самое тяжёлое, пожалуй, это молча слушать другого человека, позволить ему полностью выговорить всё, что он захочет, иногда задавая вопросы, чтобы направлять ход общения.

Будьте добры, никогда не перебивайте людей, которые вам хотят что-то сказать, особенно, если это касается людей, которые являются членами вашей семьи.

Единственный способ понять человека, это дать ему выговориться, услышать его, и попытаться увидеть ту или иную ситуацию и жизнь в целом его глазами, и естественно, если в разговоре есть что-то ценное перенять это.

Интерес

У вас должен быть интерес, к тому, чтобы понимать людей. Только не распространяйте его на всех. Пусть, прежде всего, он распространяется на членов вашей семьи, и там где вам это нужно, например на работе.

Лучший способ расположить к себе человека и понять, что у него на душе, узнать, что ему нравиться делать, чем он любит заниматься и просто задавать ему вопросы по этой тематике. Тогда человек начнёт оживлённо рассказывать о своих любимых делах, молча слушайте и задавайте время от времени вопросы. Уверяю вас, разговоры на любимую тему приведут к тому, что расположат этого человека к вам и тогда у вас будет 100% взаимопонимание, ведь человек тогда захочет узнать и вас поближе, а если у вас к нему есть просьба, то он её с радостью выполнит.

Выводы:

  • научитесь смотреть на мир глазами другого человека;
  • умейте слушать то, что вам говорят и не перебивать, и стараться понять другого человека;
  • помните, каждый имеет право на свою точку зрения, не стоит навязывать людям своё видение мира;
  • проявляйте интерес к увлечениям другого человека, и вы его поймёте;
  • всегда старайтесь понять другого человека, и тогда он поймёт вас;
  • сперва важно услышать то, что думает другой и выслушав его до конца, можно уже высказать свою точку зрения;
  • не стоит перебивать человека и показывать пренебрежение к его мнению, это уж точно не приведёт к взаимопониманию;
  • критика ни к чему хорошему тоже не приведёт.

Все вопросы вы также можете задать в комментариях, которые находятся сразу под данной статьёй.

Инструкция

Термин «взаимопонимание» психологи определяют как такой способ отношений между людьми или группами людей, при котором в максимальной степени осознаются и принимаются во внимание взгляды, мысли и эмоции всех сторон. На практике это означает, например, что оба супруга принимают точку зрения друг друга с той же серьезностью, как и свою собственную. Становление взаимопонимания, как правило, проходит в несколько этапов.

Сначала люди воспринимают внешность друг друга. В данном случае речь идет не только о красоте или , осознается весь комплекс внешних характеристик. Дело в том, что разные люди воспринимают информацию по разным каналам, и если для кого-то первостепенное значение имеют визуальные данные, то кому-то важна лишь звуковая часть, а некоторым вообще достаточно запахов и прикосновений. Так или иначе, знакомясь с кем-либо, люди воспринимают первичную информацию, а уже потом начинают ее обрабатывать.

Следующий важный этап в развитии взаимопонимания – это полученной информации с собственным опытом. На основе своих наблюдений люди делают предположения о том, какие черты характера своих новых знакомых могут быть для такой манеры речи, подбора цветовых сочетаний , тембра голоса, типа парфюма и так далее. Естественно, что эти предположения могут оказаться ошибочными, к этому надо быть готовыми, поскольку не бывает правил без исключений. На основе этих предположений люди строят некие версии о мотивах и причинах тех или иных поступков своего , что в конечном счете и приводит к относительному пониманию личности другого человека. Конечно, для возникновения взаимопонимания необходимо, чтобы этот процесс был обоюдным.

Достичь взаимопонимания можно только путем максимального познания личности своего партнера, причем это желание должно быть у всех вовлеченных в общение людей. Чтобы научиться понимать других, постарайтесь уделять им больше внимания, чаще ставить себя на их место, пытайтесь не просто принять как должное слова и поступки, но и объяснить их мотивы. Имейте ввиду, что устная речь – лишь один из инструментов передачи информации, а ведь есть еще мимика, интонации, жесты, тональность. Все эти каналы не менее важны, чем непосредственно слова, которые вы слышите.

Не забывайте, что все ваши усилия по узнаванию другого человека могут оказаться тщетными, если ваш объект не заинтересован в равноправном развитии ваших отношений. Если вы поймете, что взаимопонимания с этим человеком вам не достичь, потому что ему это просто не интересно, не тратьте время и силы зря – скорее всего, это приведет к разочарованию.

Для психологии значимость изучения особенностей взаимопонимания определяется тем, что оно непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отношений. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление по прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждающих, что феномен взаимопонимания является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В современных исследованиях речь идет не только о вынужденном одиночестве (социальной изоляции, потере близких людей, проживании в новой социальнокультурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче говоря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. ЛевиБрюля, «мистическое участие», то, что связано с внутренним субъективным миром и не поддается объективному изучению, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возможно лишь частично. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются целым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совершенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отводится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску причинно следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаимопонимания получили следующее преломление в психологии. Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимопониманию в этом психологическом направлении крайне мало, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного развития. Сторонники движения «за человеческий потенциал» связывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гуманистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость.

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием - послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данного направления взаимопонимание исследуется в связи со стилем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В отечественной психологии в большей степени представлено изучение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопонимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыслей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явлению функциональному, парциальному (частичное взаимопонимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъектсубъектный характер, но без глубокого проникновения во внутренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопонимания, на различные уровни его анализа, из существующих работ следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) понимания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые ученые, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаимопонимание можно трактовать в широком смысле как взаимопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педагогического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.
2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. С. 58.
3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.
4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.