Невербальное поведение в общении врача и пациента. Значение невербальных средств общения в профессиональной деятельности медицинского работника Вербальное и невербальное общение в медицине

Невербальное - то есть без слов. Это жесты, мимика, позы, прикосновения, выражение лица и пр. Этот канал общения в меньшей мере поддается контролю со стороны разума. Наблюдательная сиделка может заметить это и скорректировать ситуацию.

Например, больной, соглашаясь на ту или иную процедуру, вслух произносит: "Делайте быстрей, я готов!", а выражение его лица показывает: "Это может быть опасно. Я очень боюсь!" Можно еще раз объяснить смысл процедуры, с ободряющей улыбкой, и уровень страха понизится. Иногда в невербальном общении участвует всё тело человека - руки, мышцы живота, потливость и пр.

Сиделка должна научиться понимать невербальные сообщения - ведь не каждый больной может использовать устную речь как путь общения. И невербальное общение начинает играть ведущую роль.

  • Походка - очень коммуникативный метод общения. Быстрая, нервная походка означает чувство гнева. Уверенная походка - демонстрация благополучия. Медленная походка - выражение опасения, тревоги. Кроме того, иной раз походка свидетельствует о заболевании больного (скованная походка - признак болезни Альцгеймера ).
  • Движения рук. Руки не только комментируют сообщаемую вербальную информацию, но и указывают на определенное эмоциональное состояние. Скажем, кручение какого-то предмета, размашистые движения обозначают беспокойство, расстроенность, гнев. Заламывание пальцев или сжимание рук с тесным прижатием их к груди - сильное волнение, расстройство. Дрожание рук - либо сильное волнение, либо указание на болезнь Паркинсона . Некоординированные движения (больной пытается, но не может попасть пальцем, скажем, в кнопку звонка) должны вызвать тревогу - это могут быть предвестники инсульта .
  • Выражение лица. Сиделка должна следить за тем, чтобы ее лицо всегда оставалось доброжелательным, не хмурить брови, не поджимать губы. Неудовольствие можно выразить мягче: погрозить пальчиком и покачать головой. Больные очень внимательно наблюдают за выражением лица тех, кто его лечит и ухаживает за ним. Поэтому нужно делать всё, чтобы снять у него напряжение, страх, стресс.
  • Самый важный канал невербального общения - глаза. Не следует отводить глаза от пациента, прятать их, воздевать кверху. В некоторых случаях выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и того, что больному сообщать не предполагалось, а также кардинально изменить смысл переданного сообщения. Особенно когда речь идет об ответах на вопросы о прогнозе заболевания, тяжести состояния, опасности того или иного симптома. Поэтому сиделка должна следить за выражением своих глаз (можно мысленно себе говорить "Какой симпатичный человек", даже если это не совсем так).
  • Внешний вид. Неопрятно одетая, неприятно пахнущая, кое-как причесанная сиделка вызывает у больного отрицательные эмоции, и это сильно затрудняет общение. Напротив, аккуратная, свежо выглядящая, приветливая, позитивно настроенная сиделка способна повысить жизнестойкость больного, придать ему сил.

    Причины взаимонепонимания

    Нередки случаи, когда при наличии всех пяти элементов общения (от отправителя информации до подтверждения ее получения) больной не вполне понимает то, что ему говорят.

    Каковы причины этого?

    1. Либо лицо, передающее информацию, либо получатель ее недостаточно хорошо знают язык, на котором говорит отправитель, или говорит с заметным акцентом.
    2. Отправитель говорит слишком быстро или слишком тихо, нечетко или не продумав заранее сообщение.

Техника общения в сестринском деле

Многие имеют опыт неэффективного общения с другими людьми. Если вас не понимают, это вызывает удивление: «Я же вполне четко выразился! Почему меня не понимают?»
Одним из условий эффективного общения является использование всех его компонентов.
Почему же люди иногда плохо понимают друг друга, даже если используются все 5 элементов эффективного общения?
Во-первых, нечётким может быть само сообщение. Например, произнесено слишком тихим голосом, написано плохим почерком, содержит непонятные термины и т.п.
Во-вторых, отправитель может использовать для передачи информации неправильный канал. Например, человеку, имеющему проблемы со слухом, передают большой объём информации с помощью устной речи, а человеку, имеющему проблемы со зрением, дают письменную инструкцию, написанную слишком мелким почерком, и т.д.
В-третьих, получатель сообщения не подтверждает, что информация им получена и понята именно так, как запланировано отправителем. Например, если на вопрос медсестры: «Вы поняли, как принимать назначенное вам лекарство?» - пациент отвечает: «Да, я понял», это не означает, что он действительно понял всё правильно. В данном случае, для того чтобы получить подтверждение, что сообщение получено и понято пациентом правильно, медицинская сестра должна задать несколько конкретных открытых вопросов, например: «Через какое время после еды Вы будете принимать лекарство?»; «Чем Вы будете запивать это лекарство?» и т.п. В этом случае пациент пересказал бы сообщение медицинской сестры так, как он его понял.
Эффективное общение требует тщательной подготовки, внимательного отношения к собеседнику, взаимной готовности к общению. Часто люди, имеющие схожие нарушения зрения, слуха, физической активности и др., имеют различные проблемы. Уникальность каждого человека выявляется через общение.

Способы коммуникации в сестринском деле

Существуют два способа передачи информации : вербальный (устная или письменная речь) и невербальный (поза, жест, мимика и т.д.). На рис. представлены виды вербальной и невербальной коммуникации. Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого - как устную (многие глухие могут читать по губам), так и письменную (памятка) речь. Часто для передачи сообщения одновременно используют несколько каналов, например устная речь сопровождается мимикой и жестами.
Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и чётким.
Правильно задавая вопросы, можно сделать общение более эффективным. Вопросы могут быть закрытые, на которые можно ответить односложно «Да» или «Нет», и открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ. Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете..?», «Вы хотите..?», «Вам нужно..?», «У Вас есть..?» и т.п.
Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне..?», «Что..?», «Где..?», «Когда..?», «Почему..?» и т.п.
Неправильно заданный вопрос может сделать сообщение неэффективным. Так, обучая пациента каким-то необходимым навыкам, на вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как человек просто не хочет признаться в том, что он не всё понял. Если сказать: «Я бы хотела убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сообщения.


Эффективность сообщения можно повысить, если :
- привлечь внимание получателя сообщения (если человек чемто занят, а ваше сообщение не является срочным, лучше всего на некоторое время отложить разговор с ним);
- говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами;
- не злоупотреблять специальной терминологией;
- менять скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом: если медицинская сестра говорит слишком медленно, то пациент может подумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию. Если медицинская сестра говорит слишком быстро, пациент может подумать, что она торопится, и не захочет дальше слушать;
- правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация, должен иметь интерес к беседе. Лучшее время для общения - когда пациент сам задаёт вопросы о своем состоянии, плане ухода, сестринских вмешательствах и т.д.;
- не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе или неизлечимом заболевании;
- следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что вы собираетесь сказать. Тон может выражать интерес, заботу, безразличие и раздражение, страх, гнев;
- выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слышали, но не кричать;
- юмор способствует эффективному вербальному общению, но он должен быть осторожным, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента. При уходе за ним мед. сёстры могут рассказывать смешные случаи и использовать игру слов, чтобы вызвать улыбку у пациента. Некоторые зарубежные исследователи отмечают, что юмор помогает успокоить пациента, снять напряжение и боль, обеспечивает эмоциональную поддержку и смягчает восприятие болезни;
- убедиться в том, что вас поняли, задавая человеку открытые, а не закрытые вопросы. Следует задать вопрос: «Как Вы будете готовиться к обследованию?», но не «Вы поняли, как готовиться к обследованию?» Пациент может на второй (закрытый) вопрос сказать «Да», даже если не понял сообщения.
Чтобы убедиться, что вас правильно поняли, и оценить ответ собеседника, нужно уметь слушать.
Для любого человека важно, чтобы его слушали, когда он что-то говорит. И он получает этому подтверждение как через вербальные, так и через невербальные каналы общения, а также через вербальное молчание.
Существует 3 элемента активного выслушивания: поощряющие невербальные компоненты, поощряющие вербальные компоненты, молчание.
К поощряющим невербальным компонентам активного выслушивания относятся зрительный контакт, поза, свидетельствующая о внимании и готовности слушать, расстояние между собеседниками, кивки головой и выражение лица.
К поощряющим вербальным компонентам активного слушания относятся короткие восклицания, которые показывают говорящему, что его слова вызывают интерес.
Молчание может служить очень важной паузой в разговоре: оно позволяет говорящему собраться с мыслями в трудной ситуации, найти слова, которые соответствуют чувствам, и обдумать свою точку зрения. Молчание может быть неловким, если говорящий затрагивает трудную тему, которую он не готов обсуждать; можно пойти навстречу собеседнику и сменить тему.
«Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Умение слушать - это не пассивное восприятие информации, а активные, сознательные усилия по формированию участия к собеседнику. Для этого помимо простого понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубеждённости и заинтересованное отношение к тому, о чём рассказывается. Чтобы быть хорошим слушателем, нужно полностью сосредоточить своё внимание на другом человеке, а значит, подавить собственные предрассудки, чувство озабоченности и другие отвлекающие внутренние и внешние факторы».
Письменная (вербальная) коммуникация является исключительно важной для медицинской сестры . Она может быть эффективной, если учесть следующие рекомендации:
- пишите аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
- выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите синей или чёрной ручкой печатными буквами на белой бумаге);
- убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация;
- пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры;
- выбирайте понятные и простые слова;
- обязательно подписывайте ваше сообщение.
Эффективность письменной коммуникации зависит от многих факторов :
- умеет ли человек читать;
- видит ли написанное;
- знает ли язык, на котором написано сообщение;
- понимает ли написанное.
В связи с этим сестринскому персоналу для эффективной письменной коммуникации следует придерживаться следующих правил :
- человеку, не умеющему читать, рисуйте картинки;
- будьте точны, называя время (утро, вечер);
- будьте внимательны (проверяйте, включили ли вы всю необходимую информацию).
Невербальная коммуникация осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения. Исследователями установлено, что 55% информации во время беседы воспринимается её участниками через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передаётся устной речью. Причём считается, что с помощью слов (вербальный канал) транслируется только информация, а по невербальному каналу передаётся отношение к собеседнику.
Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать канал невербального общения. Изучением его занимается новая наука - кинесика. Исследователи кинесики доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики и жестов, поскольку невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека. Именно невербально люди выражают своё психическое состояние.
Иногда всё тело человека участвует в передаче сообщения. Походка человека - тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Например, человек, смело и уверенно входящий в комнату, демонстрирует либо своё благополучие, либо гнев. Медленно входящий демонстрирует сдержанность, страх или тревогу. В данных примерах, для того чтобы правильно понять сообщение, необходима дополнительная информация. Следует учесть, что медицинской сестре часто приходится ухаживать за пациентами, неспособными использовать устную речь как канал общения, поэтому навык невербального общения медицинской сестре необходим.
Когда вы смотрите на человека, то получаете много информации по выражению его лица, по мимике, жестам. Например, при разговоре медицинская сестра видит, что пациентка сложила руки и тесно прижала их к груди. Это может означать, что она очень волнуется или расстроена. Получая сообщение невербальным способом, медицинский работник должен быть уверен, что больной понял его правильно. В обсуждаемой ситуации медицинская сестра может задать вопрос: «Вы чем-то расстроены?»
Мимика человека является очень богатым источником информации о его эмоциональном состоянии. Все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, почти одинаково понимают эмоциональное состояние, выраженное мимикой на лице собеседника. Например, когда человек страдает, его рот закрыт, уголки рта опущены, глаза сужены, тусклые, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, на лбу и переносице вертикальные складки, лицо застывшее.
Психологи считают, что лицо человека - своеобразный центр приёма и передачи социальных сигналов. Общеизвестно, что мимика придаёт человеку индивидуальный облик. Как отмечают многие, самое выразительное в лице - глаза. Об этом свидетельствуют и многие поговорки и фразы: «читать душу по глазам», «сверкать глазами», «пожирать взглядом», «прятать глаза» и т.д. Взгляд человека дополняет то, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесённой фразе. Выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. Следовательно, взгляд «глаза в глаза» - важнейший канал невербального общения. Взгляд запускает и поддерживает общение на всех его этапах; значимость его особенно возрастает при доверительном общении "глаза в глаза".
Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаётся сознательному контролю. Например, если человек воз- буждён, его зрачки вчетверо больше, чем обычно, а если он сердит, зрачки суживаются.
Лицо достаточно долго сохраняет устойчивое выражение (печальное, безразличное, злое, доброе и т.п.). Причём центром, позволяющим собеседнику определить выражение лица, являются именно глаза. По данным исследований, более 50% времени общения собеседники смотрят в глаза друг другу.
В языке жестов большую роль играют руки, причём не только когда говорящий показывает руками форму обсуждаемого предмета, указывает направление или комментирует какое-либо событие. Руки передают и эмоциональное состояние. Так, беспокойство может проявляться непрерывным движением рук, дрожью пальцев ит.д.
Одним из важных аспектов невербальной коммуникации является внешний вид медицинской сестры. Если она одета профессионально, пациент будет больше доверять ей. Естественно, в разных странах в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии у общества складываются определённые ожидания и требования как к сестринскому делу в целом, так и к внешнему виду медицинской сестры. Даже в одной стране каждый пациент имеет собственное, заранее составленное представление о медицинской сестре.
Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность общения с пациентом. Пациенты смотрят, как правило, на выражение лица медсестры, когда она делает перевязку, отвечает на вопросы о тяжести и прогнозе заболевания. В связи с этим следует научиться контролировать выражение своего лица, особенно в случаях, вызывающих неприятные эмоции, чтобы смягчить чувство страха у пациента.
Положение тела пациента, его движения свидетельствуют как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии.
Вербальная и невербальная коммуникации могут существовать одновременно. Например, беседа (вербальное общение) может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. (невербальная информация). При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербальной информации. Умение «читать» невербальное сообщение поможет медицинской сестре понять истинные чувства, настроение и проблемы пациента. Например, если пациент говорит медсестре, что у него всё в порядке и его ничего не беспокоит, но при этом он не смотрит в глаза, сидит, крепко сжав руки в кулаки, медицинская сестра должна увидеть позу недоверия, испуга, растерянности и, конечно, не оставить такого пациента без помощи.
На процесс общения во многом влияют предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию и убеждения.
Хотя оба способа коммуникации (вербальная и невербальная) и являются взаимодополняющими, многие исследователи полагают, что невербальные сигналы используются более эффективно, особенно когда нужно передать эмоциональное состояние человека. С другой стороны, вербальное общение - обычное средство передачи фактической информации. Эффективность вербального общения во многом зависит от умения думать, говорить, слушать, читать и писать.
Невербальные способы - прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине или объятия - позволяют медицинской сестре сообщить человеку о привязанности к нему, эмоциональной поддержке, одобрении, сопереживании.


Специалисты сестринского дела свидетельствуют, что мастерство проведения оценки состояния пациента базируется на многих навыках бессловесного (невербального) общения, в частности на прикосновении. Прикосновение часто действительно успокаивает людей при сильных душевных страданиях. Однако нужно быть очень внимательным в отношении физических контактов, поскольку в некоторых культурах прикосновения и близкие контакты с посторонними людьми могут быть неприемлемы. Медсестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта.
У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя. Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей. Так, у большей части людей размер личной зоны 0,45-1,2 м. Как правило, комфортное общение возможно на расстоянии 1 м. Обычно это расстояние регулируется нормами культуры. В то же время при выполнении тех или иных процедур медицинская сестра вторгается не только в личную, но и в интимную (16-45 см) и сверхинтимную (0-15 см) зону. Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него.
Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние.
Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

Уверенная манера общения

Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение передавалось наиболее точно. Этому способствует уверенная манера общения. Если сообщение передано твёрдо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают уверенную манеру общения с агрессивностью и грубостью, поэтому следует использовать её избирательно и всегда думать о том, как это воспримут.
В тех случаях, когда человек ведёт себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к медсестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- не следует воспринимать чьё-то агрессивное поведение как личное оскорбление; чаще всего люди выплёскивают свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;
- нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать вслух, пока не наступит успокоение;
- можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности);
- можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды;
- можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;
- следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре: дать понять, что сестра всё равно будет продолжать выполнять свои обязанности.
Медицинскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми (смотреть, слушать) даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.
Ниже приведены несколько рекомендаций, позволяющих продолжать общение, несмотря на неловкость. Для этого следует:
- сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника;
- проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, прикосновение; если человек почувствует заинтересованность медсестры, то эта молчаливая поддержка может быть эффективнее, чем любые слова;
- вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одному?» Иногда можно повторить сообщение собеседника своими словами: «Вы действительно скучаете по семье?»;
- просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно человеку. Если медицинская сестра считает, что пациент нуждается в ответах на вопросы, а она не может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы;
- говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием медицинской сестры.

Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела

Сложившаяся в России в течение многих десятилетий практика сестринского дела была преимущественно связана с выполнением тех или иных процедур, не требующих от медицинской сестры умения общаться. Реформа сестринского дела, в рамках которой предполагается расширение функций сестринского персонала, делает необходимым условием успешной профессиональной деятельности умение эффективно общаться, поскольку информация об имеющихся у пациента проблемах, а также оценка её результатов предполагают активное обсуждение всех вопросов с пациентом. В частности, это касается консультирования пациентов (в том числе родителей маленьких детей и родственников пожилых больных) по вопросам, связанным с сохранением (поддержанием) здоровья.
Человек должен захотеть рассказать о своих проблемах со здоровьем медсестре, которая должна уметь его выслушать и понять.
Понятия и термины :
- общение - 1) серия динамических событий, заключающихся в передаче информации от отправителя к получателю; 2) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми с целью осуществления совместной деятельности;
- вербальное общение - процесс передачи информации при общении от одной личности к другой с помощью речи (устной или письменной);
- невербальное (бессловесное) общение - передача информации при помощи мимики, жестов, осанки и позы без использования речи;
- визуальный - зрительный;
- коммуникация - обмен информацией между двумя или более людьми в устной или письменной форме либо при помощи невербальных приемов;
- отправитель - человек, передающий информацию;
- сообщение - информация, посылаемая отправителем;
- канал - способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жест, поза) или в письменном виде;
- получатель - человек, принимающий сообщение;
- подтверждение - сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.

Теоретические основы сестринского дела: учебник / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. 2010г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВРАЧА : НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ ИЛИ ОСОЗНАННАЯ? Специальность врача относится к разряду публичных профессий, которые прежде всего связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Блез Паскаль писал о том, что есть два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», отмечая при этом, что наиболее эффективный - последний. Эффект личного обаяния и влияние, которое врач оказывает на людей, являются...

2255 Слова | 10 Стр.

  • Методы общения

    Введение Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение общение медицинской сестры с пациентом пациентов могут быть самые различные потребности...

    5489 Слова | 22 Стр.

  • 5 Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение

    методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение , которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов . Большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий психотерапии входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента , на его эмоциональное состояние и поведение. Классификация методов...

    2999 Слова | 12 Стр.

  • Культура речи врача

    Введение…………………………………………………………………………..3 1. Речь врача как показатель личностной культуры…………………………...4 2. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом ………………………………………………………………………6 3. Речь врача как способ влияния на пациента ………………………………12 Вывод……………………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………14 Введение Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами . Как и всякий этикет...

    2518 Слова | 11 Стр.

  • Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями»

    ООАУСПО «Елецкий медицинский колледж» Специальности «сестринское дело» Тема: Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями» Выполнили: Студент(ки)2курса...

    5209 Слова | 21 Стр.

  • Невербальные коммуникации в медицине

    Содержание Введение 3 Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6 Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9 2.1. Фонационные средства 9 2.2. Оптико-кинетические средства 12 2.3. Знако–символические средства 18 2.4. Тактильные средства 20 2.5. Пространственно–временные средства 23 Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26 3.1. Специфика профессионального общения 26 3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28 3.3. Наличие...

    7570 Слова | 31 Стр.

  • эффективное общение

    представление: -об общении , как средстве сестринской помощи Студент должен знать: − стили общения ; − виды общения ; − средства общения ; − факторы, способствующие или препятствующие общению ; − поддержание связи с пациентами , неспособными к вербальному общению . − страдающим снижением слуха, зрения; − критерии эффективного общения ; − шесть правил эффективного общения ; − 10 «да» и 10 «нет» терапевтического общения Самостоятельная работа: 1.Отработать организацию терапевтического общения . 2.Составить план...

    4442 Слова | 18 Стр.

  • Умение слушать – обязательное условие построения взаимоотношений с пациентом

    нерушимо связана с процессами и проблемами общения , как бы то ни было пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики, эмоций пациента , в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту . Как у пациента , так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия , медперсоналу при этом принадлежит роль...

    2496 Слова | 10 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………3 2. Цель общения ………………………………………………………………...4 3. Средства общения ……………………………………………………………4 4. Виды общения ………………………………………………………………..4 5. Функции общения ……………………………………………………………5 6. Формы общения ……………………………………………………………...5 7. Структура общения в сестринском деле…………………………………...7 8. Уровни общения в сестринском деле……………………………………….8 9. Заключение…………………………………………………………………...

    2644 Слова | 11 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Специальность «Лечебное дело» Дисциплина «Теория и практика сестринского дела» (Тема) Общение в сестринском деле. Реферат Выполнил: студент группы ЛД – 141 Андрюшкина А. С. Проверил: Преподаватель...

    3736 Слова | 15 Стр.

  • Взаимоотношение врач-родственники пациента-пациент

    «Взаимоотношения: врач – родственники пациента пациент ». Выполнила:студентка 1 курса факультета общей медицины Группы: 140 ОМ Белгожина Айсулу Проверила: Шалабаева К.А. Астана, 2013 г План: Проблема взаимоотношений врача и родственников пациента Долг врача , как основная этическая категория Основные модели построения взаимоотношений: «врач пациент – родственники пациента » ...

    2817 Слова | 12 Стр.

  • уровни общения медсестры с пациентом при осуществлении ухода при онкологических заболеваниях

     Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях. Содержание Введение………………………………………………………………….. 1.Теория общения в сестринском деле…………………………………. 2.Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях……………………………………… 2.1 Уход за больными после брюшно-промежностных операций……. 2.2 Уход за больными с колостомой и двуствольным анусом………… 2.3 Уход за больными...

    6099 Слова | 25 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Реферат На тему: « Общение в сестинском деле» Выполнила: студентка группы - С111В Хашкулова Алена Мусовна Проверила: СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………. 3 1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности………….... 5 1.2. Виды общения …………………………………………… …...

    3445 Слова | 14 Стр.

  • Психологические приемы врача. Умение вести беседу

    Оглавление Введение……………………………………………………..2-4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических приемов врача ………………………………………………………….4-12 .1 Исторический подход к изучению личностных и профессиональных особенностей врача ………………………………………….4-6 .2 Специфика взаимоотношений больного и врача ……….7-12 Глава 2. Умение вести беседу………………………………12-20 Заключение…………………………………………………..20-21 Библиографический список………………………………...22 Введение В настоящее время состояние здоровья и нездоровья...

    3862 Слова | 16 Стр.

  • эффективное общение

     Реферат на тему: «Эффективное общение в сестринском деле» Выполнила студентка отделения «сестринское дело» Курс 1 группа 12(2) Медицинского колледжа (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ» им. Вернадского Маджарова Юлия Эффективное общение в сестринском деле Профессиональные отношения общения между медсестрой и пациентом - это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности управлять своей жизненной ситуацией и преодолеть...

    2022 Слова | 9 Стр.

  • общение с пациентами

    Введение…………………………………………………………………………………………………….….2 1.Общение с пациентом ………………………………………………………………………………..3 2.Конфиденциальность медицинской информации, полученной от пациента ………………………………………..………………………………………………………………5 3.Техника общения в медицине…………………………..…………………………………………………………………………6 Заключение……………………………………………………………………………………………..……16 Список литературы………………………………………………………………………………..……..17 Введение Данный реферат посвящен общению с пациентами . "Психологические врачевания, - говорит академик...

    1270 Слова | 6 Стр.

  • Взаимодействие вербальных и невербальных средств в передаче информации

    Введение 1. Общение как средство передачи информации 2. Вербальное общение 3. Невербальное общение 4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации 4.1. Фонационные средства 4.2. Кинесические средства 4.3. Социальная дифференциация и варьирование невербальных коммуникаций - Заключение - Список используемой литературы Введение. Говоря о взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации, мы подразумеваем их использование в процессе общения , обмена информацией. Общение является...

    3020 Слова | 13 Стр.

  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СОТРУДНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОР-ПАЦИЕНТ

    характерные особенности 1.2. Коммуникация как процесс Глава 2. КОММУНИКАЦИИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Определение коммуникативной функции 2.2. Особенности коммуникаций в аптечной организации 2.3. Результаты проведённого опроса 2.4. Модели общения провизора (фармацевта) с посетителями аптек ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и...

    9319 Слова | 38 Стр.

  • Психология. Невербальная коммуникация

    РЯЛ_14) Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Пространственно-временная организация общения . Работа по курсу«Социальная психология» Научный руководитель доктор филологических наук, профессор А.В.ПузырёвОрехово-Зуево, 2016 г. Содержание: Введение………………………………………………………………………………..3 Актуальность темы невербальная коммуникация…………………………………...3 Определение понятия невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации…………………………………………………………………………...

    2004 Слова | 9 Стр.

  • невербальное общение м/с

    Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом , испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные...

    3080 Слова | 13 Стр.

  • Общение как межличностное взаимодействие

    по дисциплине: «Основы этики» Тема: «Общение как межличностное взаимодействие » Выполнила: студентка 2 курса 206 группы Мхитарян А.А. Проверила: Лаппо Л.Ф. Челябинск, 2012 год. Содержание Введение………………………………………………………………………..….3 Общение : определение и структура……………………………………...………4 Функции общения ………………………………………………………..……….5 Классификация видов общения ……………………………………………...…..7 Средства общения ……………………………………………………………….10 Основные стили общения ……………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………...

    2892 Слова | 12 Стр.

  • Сущность и виды общения

    имени К.Г.Разумовского» в г.Твери КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ТЕМА: «СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ » Выполнил: студент I курса специальности «Менеджмент» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 3 1.1. Особенности общения 5 1.2. Структура общения 7 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 9 3. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми...

    5403 Слова | 22 Стр.

  • Межличностные отношения в деятельности врача

    источников Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Введение Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные...

    19449 Слова | 78 Стр.

  • как сделать общение медсестры эффективным

    План: 1 Общение в сестринском деле 2 2 Техника общения в сестринском деле 3 3 Элементы эффективного общения в сестринском деле. 4 4 Способы коммуникации в сестринском деле………………………………5-9 5 Зоны комфорта в общении в сестринском деле……………………….. 10-11 6 Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела………………….12 7 Список литературы…………………………………………………………....13 Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной...

    1924 Слова | 8 Стр.

  • Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

    Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

    8142 Слова | 33 Стр.

  • Как сделать общение эффективным

    сделать общение эффективным » Выполнила студентка 203 группы Медсестринского отделения Проверила: Бутурлиновка, 2014 Понятие и функции общения . Общение -это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной )и бессловесной(невербальной )информации. В последние годы в науке используется вместо слова «общение » термин «коммуникация». Вербальная информация...

    1506 Слова | 7 Стр.

  • Тренинг общения

    деловому общению в большей степени носил стихийный («естественный») характер. Человек приобретал паттерны делового общения исключительно самостоятельно. Этот «естественный» путь совершенствования коммуникативной компетентности идет через накопление коммуникативного опыта на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Предлагаемый социально-психологический тренинг может быть назван СПТ партнерского общения . Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для...

    2069 Слова | 9 Стр.

  • Психология общения

    проблемы общения 3 РАЗДЕЛ I Психология общения 3 ГЛАВА 1 Характеристика общения 4 1.1. Понятие «общение » 4 1.2. С кем мы общаемся. 6 1.3. Потребность в общении . 8 Некоторые ученые признают врожденность потребности в общении (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. 8 1.4. Общение как ценность 9 1.5. Функции и цели общения 10 1.6. Виды общения 11 1...

    11009 Слова | 45 Стр.

  • Общение как обмен информации

    дисциплине Психология СМИ Тема: Общение как обмен информации. Содержание Введение ……………………………….……………………………………… 3 1. Понятие общения ………………………………………………………….. 5 2. Уровни общения и его особенности в различных условиях……………. 6 3. Общение как обмен информацией……………………………………….. 10 3.1. Средства коммуникации……………………………………………… 11 3.2. Вербальная и невербальная коммуникация…………………………. 15 4. Характеристики общения ………………………………………………… 19 4.1. Интерактивная сторона общения ……………………………………. 19 4.2. ...

    6182 Слова | 25 Стр.

  • деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

    взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии. План работы: Введение 1. Историческое становление этики и деонтологии 2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии 3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество 4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт) 5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач ) Заключение...

    5736 Слова | 23 Стр.

  • Педагогическое общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Содержание Введение 3 1. Понятие педагогического общения 4 2. Структура педагогического общения 8 3. Стили педагогического общения 14 Заключение 21 Литература 22 Введение Педагогическое общение – одна из самых обсуждаемых проблем современной педагогики и педагогической психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены тысячи работ. Такой неуклонный рост исследовательского интереса к проблеме педагогического общения связан...

    4663 Слова | 19 Стр.

  • Виды общения

    Виды общения по средствам : 1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения , хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого...

    1568 Слова | 7 Стр.

  • Социальные проблемы общения

    лаборанта) 2012г. Содержание Введение I. Понятие «общение » и его функции II. Структура общения II.1 Коммуникативная составляющая общения II.2 Интерактивная сторона общения II.3 Перцептивная сторона общения III Способы организации групповой деятельности и общения III.1 Методические приемы Заключение Список использованной литературы Введение Итак, вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с...

    3612 Слова | 15 Стр.

  • курсовая общение акушерки в практической деятельности

    Оглавление Введение………………………………………………………………….. …..3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….….......4 Общение . Понятие об общении . Структура общения …………………..4 Общение акушерки с врачом ……………………………………………..8 Общение акушерки с акушеркой…………………………………………9 Общение акушерки с роженицей при поступлении в стационар……...10 Общение акушерки с роженицей во время родов………………………11 Общение акушерки с роженицей в послеродовой период……………..12 Глава 2. Практическая часть…………………………………………….. . 14 2.1...

    3269 Слова | 14 Стр.

  • Деловое общение

    Общение Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства , виды и типы, каналы, фазы. Функции общения . Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения . Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека...

    9466 Слова | 38 Стр.

  • динамика речевого стандарта современной вербальной коммуникации

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты современной вербальной коммуникации…………………………………………………………………………5 1.1. Понятие вербальной коммуникации, характеристика её средств …………………………………………………………………….…………5 1.2. Функции вербальной коммуникации…………………………..……………….11 1.3.Эффективность вербальной коммуникации…………………………………….16 Выводы по первой главе…………………………………………………………....27 ГЛАВА II. Обучение говорению на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………………...

    10640 Слова | 43 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно определить как специфический...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • общение как вид деятельности

    Теоретическое исследование общения как вида деятельности 5 1.1 Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных исследованиях. Роль коммуникативности в жизнедеятельности человека 5 1.2 Общение как вид деятельности 13 Заключение 22 Список литературы 24 Библиография 1.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; 2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с. 3.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина...

    21847 Слова | 88 Стр.

  • Образ врача

    "Здоровья", 1990. Содержания. Введение. ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача . 1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача . 1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача . 1.3. Психологический портрет врача . Введение. В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека...

    1888 Слова | 8 Стр.

  • Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий Кафедра межкультурной коммуникации Хегай Инна Львовна ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ Курсовая работа по МК Специальность: 031203.65 Теория и практика межкультурной коммуникации Научный руководитель: доц. кафедры...

    7005 Слова | 29 Стр.

  • Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией: коммуникативная сторона общения, основные коммуникативные барьеры в

    задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение . Предметом анализа...

    8352 Слова | 34 Стр.

  • Реферат «Вербальное и невербальное общение » Хабаровск 2014 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения Невербальные средства общения невербальное общение 2.3 Обмен невербальной информацией...

    2997 Слова | 12 Стр.

  • Вербальное и невербальное общение

    Тема: «Вербальные и невербальные средства общения » Студент: Серебряков А.С. Группа: Работу принял(а): Тюмень 2011 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения 1.1Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 1.2Совершенствование навыков письменной речи 1.3Денотаты и коннотации 1.4Структура речевой коммуникации 2. Невербальные средства общения 2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 2.2 Подсистемы невербальное общение 2.3...

  • 1

    1. Болучевская, В.В., Повлюкова, А.М., Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация (лекция). 2) [электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. научн. журнал 2011. №2 URL: http:// medpsy.ru.

    В профессиях, связанных с взаимодействием «человек-человек», огромное значение имеет ориентация на другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. Поскольку объектом и одновременно субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний - прикладной, то от медработников требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.

    Основы психологического знания необходимы медицинским работникам в связи с тем, что они способствуют внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности, возникающему на этой основе взаимному доверию, способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо еще и потому, что медицинский работник и пациент вместе решают одну и ту же задачу - сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие, то есть активное общение.

    Грамотно установленный психологический контакт с пациентом помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о пациенте. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач медицинского работника. В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения.

    Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А.Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%. Ситуация, когда умение «читать» невербальное сообщение собеседника может рассматриваться как профессионально значимое качество медика и позволяет осуществлять более точную диагностику, особенно в поведении диссимуляции, при котором пациент сознательно скрывает симптомы своего заболевания. Анализ невербального поведения позволяет выделить характерные мимические реакции на боль, сдержанные жесты, статичные позы - признаки, свидетельствующие о наличии «охранительного» стиля поведения: минимальное количество движений позволяет ограничивать воздействие болевых раздражителей.

    Наличие невербальных коммуникативных навыков медицинскому работнику необходимо при «языковом барьере», когда медик и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций, интонаций голоса. Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация экспресс-диагностики, когда за небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция, массовая миграция беженцев).

    Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции, часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая», «ре-жущая», «давящая», «распирающая»).

    Невербальное поведение может оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) - все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.

    Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты их взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения медицинского работника. При хорошем контакте с медицинскими работниками пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений. Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает определить или диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт.

    Кроме того, необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

    Однако не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, довольно часто на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

    Таким образом, профессиональная деятельность медицинского работника неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования и здравоохранения, с профилактической работой, административными вопросами и другими. Поэтому для достижения максимальной эффективности в своей профессиональной деятельности медик должен хорошо знать закономерности и особенности процесса общения, а также причины возникновения барьеров в процессе межличностного взаимодействия.

    Библиографическая ссылка

    Савункина А.А., Латышев В.А. ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 933-935;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9527 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Первый контакт с больным (цит. по Н.А. Магазанник «Искусство общения с больным». – М., 1991). Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он был не у врача» (В.М. Бехтерев).

    Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него «работают» его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

    Начнем с внешнего вида «по одежке встречают...». Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: «Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния – приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства. а для доброй славы – вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны...» Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....


    Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Ведь теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

    Во-вторых (см. материалы для дискуссии на практическом занятии), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, дать достаточно развернутую характеристику (прогноз) особенностей его поведения.

    В – третьих , невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

    В-четвертых , ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

    Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц. ... Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

    Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило – самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения. Не делайте выводов на основании одной детали, а рассматривайте проявления человеческого тела только в системе.

    Понимание различных выразительных движений часто осложняется тем, что у большинства из нас сформировались определенные привычки, которые проявляются вместо «истинных» реакций. Например, если человек привык в кругу своих друзей сидеть закинув ногу на ногу, то он ведет себя так и в других ситуациях. Эта поза в данном случае не может служить показателем его внутреннего состояния. Не принимайте проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

    Часто случается, что люди подсознательно демонстрируют движения, которые выражают состояние, обратное переживаемому ими в данный момент. То есть происходит защитная реакция в виде внешней компенсации. Так, бросающаяся в глаза агрессивность часто лишь маскирует известную беспомощность. Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

    Физические недостатки человека также могут осложнять понимание его те осложнять понимание его телесных проявлений. Прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а вовсе не презрительностью; отворачивание лица при сообщении – стремлением повернуть здоровое ухо к собеседнику при ослабленном слухе, а не высокомерие. Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

    Чрезвычайно важное значение в языке тела имеют и так называемые «мелочи», то есть малозаметные, почти невидимые проявления. Поскольку такие движения наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю. Например, мы беседуем с человеком, он проявляет, казалось бы, максимум заинтересованности, утвердительно кивает головой, и тут наш взгляд падает на его ноги. Хотя все тело обращено к нам, но носки ног (которые он абсолютно не контролирует), уже тихонечко повернулись к двери, – значит он на самом деле уже «вышел» из разговора с нами.

    Поскольку мимика, жесты и т.д. «читаются» нами лишь подсознательно, то и выводы из них делаются тоже подсознательно.

    Однако как сознательные существа мы можем и должны приобрести способность оценивать большинство жестов окружающих, прежде, чем на них отвечать. Тогда мы смогли бы не только лучше понимать людей, но сознательно пользоваться своими собственными сигналами тела, вызывая у других желаемую реакцию.