Виды эмоций по изарду. Основные или базовые эмоции по К.Изарду. Базовая эмоция - Радость

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)

Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

  1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
  2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
  3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
  4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
  5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
  6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
  7. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
  8. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
  9. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  10. Смущение.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоция – одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.

Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.

Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.

Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.

Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.

Печаль . Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).

Гнев . Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.

Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение и презрение . Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.

С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.

Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

Страх и тревога . Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.

Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.

Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.

Техники управления страхом

  1. Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
  2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
  3. Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
  4. Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.

Смущение . В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.

Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.

Стыд . Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.

Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.

Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Все виды чувств и эмоций можно разделить на отрицательные (печаль, страх, враждебность, разочарование, гнев, отчаяние, чувство вины, ревность), позитивные (счастье, настроение, радость, любовь, благодарность, надежда) и нейтральные (сострадание, удивление).

Чувства человека в психологии, рассматривают субъективные переживания эмоций. Рассматриваются переживания, психические состояния тела которые возникают, когда мозг воспринимает эмоции которые появляются во внешних раздражителях.

Содержание:

Чувства и реакции на эмоции происходят в области мозга. Кроме того, носят субъективный характер, будучи под влиянием личного опыта, воспоминаний и убеждений.

Фундаментальное различие между эмоциями и чувствами, по мнению нейробиолога Антонио Дамасио, заключается в том, что эмоции являются непроизвольными ответами, более сложной версией рефлекса. Например, когда вы находитесь в опасности, и ваш импульс ускоряется. Чувство — это осознание этой эмоции.

Чувства являются частью человеческого существа от рождения. Мы существа чувственные, и мы можем воспринимать мир с помощью различных органов чувств.

Чувства являются частью человека с момента рождения. Мы — чувственные существа, и мы можем воспринимать мир через различные органы чувств.

Многие стимулы пробуждают в нас чувства: мы ощущаем то, что мы думаем, что наблюдаем, что слышим, то, что мы чувствуем, что мы касаемся или что мы едим.

Эмоции и чувства человека

В человеке есть 6 основных эмоций: отвращение, гнев, страх, удивление, радость и печаль.

Во-первых, мы должны отличать чувства от эмоций.

Хотя эти два термина используются во многих случаях невнятно, мы увидим определение каждого из них:

Эмоции — это импульсы, которые связаны с автоматическими реакциями и представляют собой врожденный набор систем адаптации к окружающей среде индивидуумом.

Обычно эмоции имеют продолжительность меньше, чем чувства, и те, которые побуждают и мотивируют людей к действию. Они короче, но также более интенсивны.

Чувства являются блоками интегрированной информации, синтезом данных предыдущих опытов, которые человек прожил, желаний, проектов и собственной системы ценностей.

Вы можете понять чувства как субъективное состояние человека, которое возникает в результате эмоций, которые вызывают что-то или кого-то.

Они являются эмоциональным настроением и, как правило, долговечны. Они являются внутренним руководством к тому, как человек руководит своей жизнью и противостоит окружающей среде.

Чувства и эмоции: их виды и функции

Исследования совпадают, указывая на четыре основные функции чувств:

Субъективная и конкретная точка зрения субъекта

Они служат для установления их связи с миром. Люди, а также знания и окружающая среда, воспринимаемые индивидуумом, проходят через фильтр чувств ранее.

Это те, которые интерпретируют, если что-то известно, хочет, желает или наоборот отвергается.

Чувства предназначены для обозначения людей

Субъективно и по-разному для каждого индивида они указывают состояние, в котором мы находимся на всех уровнях (биологическом, ментальном, социальном, экономическом и т. д.).

Значения, в соответствии с которыми человек действует

Через чувства человек ведет свое поведение в том или ином направлении. Они устанавливают руководящие принципы, путь вперед. Они облегчают оценку реальности, на которой мы действуем определенным образом.

Чувства являются основой связи, которая объединяет нас с остальными людьми

Они помогают нам выражать себя, общаться и понимать друг друга.

Во-первых, чувства влияют на то, где мы находимся, и поэтому как мы действуем.

Кроме того, это выражение воспринимается человеком, с которым мы взаимодействуем, указывая, в каком состоянии мы находимся и действуем как основа нашего общения.

Во-вторых, чувства позволяют нам развивать эмпатию, помогают нам понять состояние, в котором находится другой, и облегчает нам ставить себя на их место, чтобы мы могли их понять и помочь.

Виды чувств человека

Мы можем разделить виды чувств на три типа в зависимости от реакций, которые они провоцируют на человека, который их переживает: негативные, позитивные и нейтральные.

Негативные чувства

Негативные чувства проявляются в виде дискомфорта в человеке и служат для указания того, что что-то не так. Хотя привычная тенденция состоит в том, чтобы отклонить этот тип чувств, необходимо жить с ними, анализировать их и извлекать урок.

Это, среди прочего, помогает нам развиваться как человеку. Хотя время от времени они могут стать более серьезными генераторами состояний и привести к таким заболеваниям, как депрессия или тревога.

Это происходит, если негативные чувства сильнее, чем положительные, повторяющиеся и привычные формы.

Существует длинный список чувств, которые можно отнести к категории негативных. Мы будем только называть и определять некоторые из наиболее распространенных:

Чувство печали появляется как ответ на события, которые, как считается, не приятны или не желательны. Человек чувствует уныние, хочется плакать и низкая самооценка.

Основные провоцирующие печаль-это разделение физического или психологического состояния, потери или неудачи, разочарование и ситуации беспомощности.

Чувство гнева определяется как ответ на раздражительность или гнев, которое появляется, когда человек чувствует что его права нарушены.

Основные провоцирующие гнев, в ситуациях, когда человек чувствует себя раненым, обманутым или его предали. Это ситуации, которые блокируют человека и мешают ему достичь своей цели.

Чувство страха возникает из-за появления опасности, или их возможного появления в скором будущем. Служит как сигнал тревоги, предупреждающий о близости опасности.

Страх, который чувствует человек будет связан с ресурсами и реальными возможностями для борьбы с ним.

То есть, в случаях, когда лицо считает, что не имеет достаточно ресурсов, чтобы справиться с ситуацией будет чувство страха.

Враждебность определяется как чувство обиды, горечи и негодования, которое сопровождается словесными ответами и/или моторными реакциями.

Основные триггеры являются физическое насилие и терпение враждебности косвенно. Когда человек чувствует, что другой показывает на него, или на какого-либо близкого человека своего окружения, проявляется отношение раздражительности, недовольства или опасения.

Чувство безнадежности характеризуется субъективной верой человека, у которого мало или вообще нет альтернативы изменять неприятную ситуацию. Или вы чувствуете себя неспособным мобилизовать свою энергию и использовать ее в свою пользу.

Это чувство учитывается в случаях людей с депрессией, потому что, как показали многочисленные исследования, оно коррелирует с автолитическими идеями и попытками.

Основными триггерами обычно являются снижение или ухудшение физического и / или психологического состояния, социальной изоляции и долгосрочного стресса.

Чувство разочарования возникает, когда ожидания человека не удовлетворяются, неспособными достичь того, что предназначено.

Чем больше ожиданий или желаний для его достижения, тем больше разочарование, если оно не достигнуто. Основной триггер — это провал желания или надежда на достижение чего-то.

Чувство ненависти определяется как антипатия или отвращение к чему-то или кому-то. Существует также чувство желания зла для ненавистного предмета или объекта.

Основными факторами являются люди или события, которые вызывают или угрожают существованию человека.

Чувство вины возникает из-за веры или чувства нарушения общественных или социальных этических норм, особенно если кому-то причинен вред.

Основной триггер — это отсутствие (или убеждение в совершении), которое совершает человек, и что приводит к раскаянию и плохой совести.

Ревность определяется как чувство, испытываемое человеком, когда он подозревает, что любимый чувствует любовь или привязанность к другому, или когда он чувствует, что другой человек предпочитает третье лицо вместо нее.

Различные реальные ситуации или воспринимаемые как угрожающие человеком могут вызвать такие чувства.

Положительные чувства

Положительные чувства — это те, которые генерируют в человеке субъективное состояние благополучия, в котором ситуация оценивается как полезная и подразумевает приятные и желательные ощущения.

Кроме того, многочисленные исследования показали преимущества наличия положительных эмоций, выделяя среди других:

  • Большая гибкость мысли
  • Это способствует творчеству и более широкому взгляду на ситуацию.

Они функционируют как буфер негативных чувств, потому что оба они несовместимы. Они защищают физическое и психическое здоровье человека, например, действуя против стресса и предотвращая вредные последствия человека. И они поддерживают социальные связи, не только производят благополучие в нас, но и окружающих нас.

Ниже мы будем называть и определять наиболее распространенные положительные чувства:

Чувство счастья оказывает большое влияние на человека. Это способ, которым жизнь ценится положительно во всех ее разных аспектах, как семья, пара или работа.

Был продемонстрирован ряд преимуществ, полученных от счастья, таких как усиление эмпатии, креативность, обучение или альтруистическое поведение.

Главными триггерами являются достижение человеком целей или целей, которые он или она хочет, и соответствия между тем, что он хочет, и тем, что у него есть.

Юмор относится к восприятию стимула как удовольствия и может сопровождаться такими физическими выражениями, как улыбка или смех. Это также дает человеку хорошую предрасположенность к выполнению задачи.

Триггеры могут быть очень разнообразными и разнообразными по своему характеру, это обычно ситуация или социальная среда.

Чувство радости характеризуется созданием хорошего настроения и личного благополучия, кроме того, человек, находящийся в этом состоянии, имеет конструктивное и оптимистичное настроение.

Триггер обычно является событием, которое человек воспринимает как благоприятное. Это может также сопровождаться каким-то физическим знаком, похожим на улыбку.

Это может быть переходное состояние в результате конкретного факта (сдача экзамена или получение работы) или жизненная тенденция или привычное отношение, которым человек руководит своей жизнью.

Любовь определяется как привязанность, которую мы испытываем к человеку, животному, предмету или идее. Триггеры — это восприятие или субъективные оценки, которые мы делаем для другого человека.

Другие факторы, такие как одиночество или незащищенность, могут привести к ощущению любви как необходимости.

Благодарность

Это чувство ощущается, когда человек ценит пользу или пользу, которую кто-то предоставил. Это сопровождается желанием переписываться с тем же обращением.

Основными триггерами могут быть действия, выполняемые другим человеком, или чувство общего благополучия, которое человек ценит.

Надежда

Это чувство определяется как убеждение со стороны человека в том, что он может достичь целей или целей, которые он предложил. Человек полагает, что у него есть потенциал или ресурсы, необходимые для решения данной ситуации.

Кроме того, это чувство может выступать в качестве стимула, обеспечивая мотивацию и энергию, которая направлена именно на достижение того, что предлагается.

Триггеры могут быть очень разнообразными. С одной стороны, уверенность в том, что человек сам по себе. И, с другой стороны, неблагоприятная ситуация может предрасполагать человека чувствовать надежду на его преодоление.

Нейтральные чувства

Нейтральные чувства те, которые, когда они происходят, не вызывают приятных или неприятных реакций, но они облегчат появление более поздних эмоциональных состояний. Некоторые из основных нейтральных чувств:

Сострадание

Это чувство, при котором человек может чувствовать жалость к другому, страдающему или находящемуся в неприятной ситуации, и также желает сопровождать его в этом процессе.

Триггеры могут варьироваться, но обычно это связано с неприятной ситуацией, которая случается с кем-то в окружающей среде, хотя она не обязательно должна быть любимым человеком или известным человеком.

Удивление

Удивление определяется как реакция, вызванная чем-то новым, странным или непредвиденным. Внимание человека направлено на обработку и анализ стимула, спровоцировавшего реакцию.

Триггеры — это эти стимулы, которые не ожидаются и появляются внезапно или происходят в контексте, который не является обычным.

  • Что такое эмоции.
  • Что ощущает человек.
  • Сложные эмоциональные состояния.
  • Настроение и чувство — в чем разница.
  • Фундаментальные эмоции человека.
  • Характеристики эмоций.
  • Эмоции по Плутчику и Изарду.

Что такое эмоции.

Мы все испытываем эмоции и чувства, и поэтому каждый из нас примерно представляет что это такое. Или, по крайней мере, точно так думает.
Тем не менее, мы редко задумываемся о том, сколько их на самом деле и чем, например, отличается радость от удовольствия, а злость от гнева. И нетрудно понять почему, ведь, испытывая эмоции мы автоматически считаем их неотъемлимой частью себя самих, а значит чем то само собой разумеющимся. К сожалению, часто бывает так, что именно те вещи, которые кажутся нам слишком очевидными наиболее часто остаются без внимания.

Еще одна причина заключается в том, что мы часто испытываем сложные эмоциональные состояния или оттенки чувств, когда мы с трудом можем сказать что именно мы испытываем — радость ли, или просто удовлетворение, а бывает и так, что негативное вроде бы чувство, такое как ностальгия — грусть вызывает у нас нечто похожее и на радость и на печаль одновременно. А как насчет целого коктейля эмоций, например из разочарования, горя и гнева, а ведь это ни что иное как хорошо знакомая всем обида.

Все что связано с эмоциями может только показаться простым и элементарным, но на деле бывает довольно сложно понять и осознать ту гамму чувств, которую мы испытываем «здесь и сейчас». В лучшем случае мы можем выделить лишь несколько своих эмоций, которые нам представляются наиболее значимыми на этот момент, да и то, если они достаточно ярко выражены. И наверное каждому знакомо состояние, когда нам сложно сказать что мы чувствуем — то ли хорошо, то ли плохо, то ли радостно, то ли грустно, а в общем непонятно как.

Зачем нам знать о своих эмоциях?

Закономерный вопрос, нужно ли обычному человеку, живущему нормальной социальной жизнью разбираться в таких вещах как хитросплетения своих эмоций?

Большинство людей за всю свою жизнь так никогда и не задумывается на подобные темы, хотя многие понимают, что эмоции, это одна из существенных составляющих нашей жизни.
Ну и что же с того? Имеется ли проблема в том, что мы пользуемся многими вещами, часто не имея представления о том как они устроены?

Думаю на это вопрос вряд ли можно ответить как то определенно. Ведь любое знание изначально существует не просто так, а по причине своей целесообразности, потому, что оно нам для чего то необходимо. И если вам интересен какой то вопрос, то на то уже, вероятно, есть своя причина, она и делает его изучение целесообразным.

А вообще то, этот вопрос во многом риторический. Задайте себе другие вопросы — «кто я», «зачем я живу», «каково мое место в мире».
Это несколько так называемых экзистенциальных вопросов, и существует две категории людей, для одной эти вопросы пустая блажь, для других, возможно, одни из самых важных в их жизни. И если вы попали во вторую категорию, то вопрос об эмоциях не обойдет стороной ваш интерес.
Почему это важно?
Потому что вопрос об эмоциях, это вопрос о том, что именно я чувствую. А ведь это именно то, из чего, ни много ни мало состоит наша жизнь. И в этом стоит разобраться.

Такой трудный вопрос — что я сейчас чувствую?

Попробуйте ответить на этот, на первый взгляд незамысловатый вопрос и скорее всего вы придете в замешательство. Потому что вы не только не сможете вычленить свои эмоции по отдельности, но также и не сможете описать свое состояние, так чтобы вы сами сказали — да, это именно то, что я и чувствую на самом деле. Почему не получается? Да потому, что это вероятно, самая непростая задача в мире. Вы никогда не задумывались на тему — чем отличается талантливый писатель от посредственного? А ведь все дело в том, что он обладает тем редким даром, который и способен передать внутреннее состояние человека читателю достоверно. Однако, даже такие способные люди едва ли могут дать нам почувствовать эмоции исчерпывающим образом.
Все дело в природе эмоционального фона, ведь это всегда ни что иное как сложная смесь разных эмоций, и даже если каждую из них мы и могли бы назвать по-отдельности, то в совокупности это всегда останется тем, чему мы сможем дать лишь смутное название.

Несмотря на все сказанное, мы можем попытаться представить себе какую — либо жизненную ситуацию и постараться воспроизвести свою возможную реакцию на нее, с позиций «что вообще происходит при этом в поле моего сознания».
А возможно, в ходе этой работы нам удастся разобраться и с вопросом об эмоциях.

Реконструкция события.

Представьте себе ситуацию, что вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из сосновых иголок. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась меленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту взошла луна и осветила дорожку так, что вы увидели забор соседнего к вам дома. Вы облегченно вздохнули и зашагали домой.

А теперь давайте попробуем себе представить что мы могли ощущать в это короткий промежуток времени, пусть это заняло у нас, например только одну минуту.

Анализ ощущений во время события.

Мы идем и мы охвачены тревожным предчувствием, это едва заметный страх плюс ожидание неизвестного. От этого мы ощущаем легкий холодок в области солнечного сплетения и спины. Нас даже совсем слегка тошнит. Мы чувствуем ногами землю, и легкую прохладу вечернего воздуха, мы ощущаем досаду от того, что забыли фонарь и легкое чувство вины оттого, что забыли дорогу. Вдруг мы видим тень и на нас немедленно обрушивается поток ужаса, холодеют руки, спина и выступает пот, слегка дрожат колени, в голове мелькает история о вампирах из книги, которую недавно прочитали, но в тот же момент приходит рациональная оценка ситуации и ужас проходит, но след его мы чувствуем еще некоторое время. Мы подходим к месту, которое напугало нас и чувствуем опасение (затихнувший, но все еще живущий в нас страх) и надежду на то, что здесь никого нет что нам все показалось. И вот, мы выходим на тропу, видим свет луны, собаку и забор, и в нас возникает чувство облегчения и легкой радости от того, что ситуация завершилась так быстро и благополучно. Наше настроение вернулось на прежний уровень и мы ощутили эмоциональный подъем, который, возможно, чувствовали все время в период сегодняшней прогулки по лесу. Мы вспомнили, что в доме нас ждут родные и близкие и через несколько минут мы увидим их. В нас поднимается чувство любви, которое еще больше поднимает настроение и дарит тепло, которое мы ощущаем буквально физически.

Вот тот, возможно далеко не полный перечень ощущений, которые мы могли бы пережить в описанной ситуации.

А теперь давайте разберемся, что же мы чувствовали.

1. У нас были физические ощущения, некоторые из которых порождались эмоциями (холод, потоотделение, дрожь, тепло), а некоторые окружающим нас миром (звуки, тени, запах, ощущения холодного воздуха и дороги под ногами).
2. Мы испытали эмоции — тревога, страх, ужас, досада, вина, облегчение, радость.
3. Мы испытали более сложные комплексы эмоций, давайте назовем их чувством и настроением.
Например, вспоминая своих близких, мы испытали любовь и теплоту, и мы восстановили некий эмоциональный баланс — настроение.
4. Мы рационально оценивали сложившуюся ситуацию и, эта оценка очевидно влияла на наш эмоциональный фон. Кроме того, были задействованы механизмы памяти, например, мы вспоминали книгу которую читали и скорее всего вспоминали похожие ситуации, в которые мы, возможно, попадали ранее.
Но не только это. Предположим, что мы также задействовали и некую память об эмоциях, ранее пережитых нами, ведь иначе, откуда бы мы узнали, что ужас это ужас, а радость это радость. Кроме того, мы пережили автоматическую реакцию — ужас, который вовсе не был следствием рациональной оценки событий. Мы просто увидели тень в лесу, и в тот же момент, автоматически ощутили мощную эмоцию и прилив адреналина, которая породила в теле физические реакции, такие как крайнее возбуждение, дрожь в коленях, потоотделение и холод в спине.

Вот каковы были последствия пережитого нами маленького триллера. И все это произошло в течении не более одной минуты, а в реальной ситуации мы могли бы пережить это и куда быстрее.

Анализ пережитого возможно подскажет вам то, что стало, в общем то очевидным, пережитые эмоции отличались друг от друга. Отличались их последствия. Давайте проанализируем, чем могут отличаться эмоции друг от друга и от чего они зависят.

Эмоции могут отличаться:

— По интенсивности (тревога и ужас, очевидно, относятся к одной группе, но они разные по интенсивности).

— Восприниматься нами качественно. Например, как приятные, неприятные и нейтральные (любовь обычно воспринимается как приятная эмоция, а страх как неприятная — но так происходит не всегда).

— Эмоции связаны с памятью и с ощущениями в теле (они могут как порождать эти ощущения, так и быть ими порождены).

— Они обусловлены. То есть связаны с причиной и одновременно они целесообразны (возникают вследствие и для чего то).

Так например, причиной эмоции может быть автоматическая реакция на опасность, как ужас который возник в нас без участия рационального осмысления ситуации.
Целесообразность такой автоматической реакции заложена в нас природой. Это подготовка либо к бегству, либо к сражению за свою жизнь, для этого и происходит выброс адреналина.
В этот момент мощная животная и автоматическая реакция мгновенно подготовила наш организм к выживанию без участия нашего, слишком медленного в таких ситуациях рационального ума.

— Эмоции оцениваются нами с рациональных позиций. Например, у нас есть понимание того, как называется то или иная эмоция, с чем она связана, мы оцениваем ее качество и интенсивность (заметьте, что здесь речь идет о двух разных оценках, это собственно непосредственное восприятие эмоции — например ее интенсивности, а также последующая рациональная оценка того, что уже было испытано, так мы автоматически (без участия рационального мышления) отдаем себе отчет в разнице между страхом и ужасом).

— Еще, эмоции могут быть более или менее сложными, и вместе создавать как бы цельный эмоциональный фон, который, при внимательном рассмотрении, представляет из себя комплексно проявляемый эмоциональный ряд.
Например, чувство вины, которое мы виртуально испытали в описанной ситуации, это чувство сложное и состоит из нескольких более элементарных эмоций, а именно, из страха, стыда, гнева и горя.

Следует отличать вину и стыд, стыд это эмоция, касающаяся того, кто я есть и что я сделал, а вина только того, что я уже сделал. Естественно эта грань очень тонка, ведь действия можно произвести в своем воображении и испытывать, таким образом вину за то, что на самом деле не было совершено.

Важные вопросы:

Сколько же всего существует эмоций?

Есть множество точек зрения на эти вопросы. Например, Уильям Джеймс считал, что эмоций существует столько, сколько имеется слов для их характеристики, и что каждой эмоции соответствуют присущие ей физиологические проявления. В наше время большинство ученых не разделяют позиции Джеймса, а некоторые даже заявляют о наличии лишь небольшого числа основных (базовых) эмоций. Кроме того, высказывается идея о том, что, хотя существует небольшой ряд первичных, или основных, эмоций, есть еще огромное количество сложных эмоций, производных от базовых.

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные - этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека . Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти.

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

    имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

    проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

    влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

    возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

    оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные им к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Описание десяти фундаментальных эмоций,

образующих основную мотивационную систему поведения человека (по К. Изарду)

Эмоция

Проявления в поведении

Причины активации

Функции

Перемены обстановки, одушевленность, новизна

Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности

Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.

Социальные взаимодействия,

преодоление препятствий,

достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность.

Человек испытывает чувство психологического комфорта и благополучия, он становится увереннее в себе.

Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми

Печаль (горе, страдание)

Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п.

Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Переживание печали описывается как уныние, грусть, чувство изоляции и одиночества.

Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.

Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п.)

В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Отвращение

Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта.

Человек стремиться отстраниться от неприятного объекта или устранить его.

Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.

Презрение

Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п.

Сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека, предполагает надменную или снисходительную манеру общения с объектом презрения.

Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.

Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность.

Внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Страх ограничивает свободу поведения человека и сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.

Смущение

Ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия.

Человек прячет глаза, отворачивается, улыбаясь при этом, и зачастую украдкой посматривает на смутившего его человека.

Адаптивные функции: смущение может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением.

Осознание несоответствия

помыслов, поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям.

Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем.

Стыд побуждает индивида к

приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.

Нарушения неких, принятых

человеком этических, моральных или религиозных стандартов.

Если человек чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым он провинился.

Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.

11. Удивление

Внезапное неожиданное событие.

Приостановление деятельности, активизация познавательной сферы.

Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов. Эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения. По их мнению, человек «конструирует» эмоции в необходимом количестве в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей. Изард считал, что о «конструировании» и об участии в этом процессе перцептивно-когнитивных процессов можно говорить только в контексте рассмотрения аффективно-когнитивных структур.

Критерии, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

  • 1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  • 2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  • 3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  • 4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  • 5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость). Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры. Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции. Эти характеристики дополняют вышеназванные критерии, но ни в коем случае не заменяют и не отменяют их. В частности, некоторые исследователи указывают на то, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение. Или, говоря другими словами, при внимательном наблюдении можно увидеть сходство в экспрессивной мимике человека и других приматов. Есть мнение, что в пользу фундаментальности эмоции свидетельствуют такие формы эмоционального выражения, которые включают в себя отчетливые изменения тона голоса (частоты колебания голосовых связок) или иные индивидуальные акустические характеристики. Некоторые психологи считают, что каждая эмоция имеет специфическое звуковое выражение. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1-2 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры. Временной аспект эмоциональных проявлений имеет свои характеристики. Любая мимическая реакция имеет латентный период (интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции), период развертывания (от конца латентного периода до достижения максимального уровня проявления), период кульминации (во время которого эмоциональное проявление поддерживается на максимальном уровне) и период спада (от кульминации до полного угасания). Данные многочисленных исследований указывают на то, что, оценив одну или несколько временных характеристик, можно отличить искреннюю эмоцию от фальшивой, наигранной эмоции, поскольку эти характеристики варьируются в зависимости от ряда условий, таких как сила стимула, его стрессовое значение для индивида, актуальность тех или иных драйвов (голод, усталость и т.п.) и биологическая предрасположенность. Следует учитывать индивидуальные различия в уровне эмоциональных порогов, а также иметь в виду, что голод или усталость изменяют индивидуальный порог той или иной эмоции. Так, например, голодного человека разозлить легче, чем сытого. Причины возникновения базовой эмоции, как правило, универсальны. Угроза реальной опасности вызывает страх у представителей самых разных культур. Однако что для японца хорошо - например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций. Эмоциональные проявления имеют и некоторые другие характеристики, которые, однако, не имеют определяющего значения для отнесения эмоции в разряд базовых. К разряду таких характеристик относится интенсивность. Основываясь на интенсивности эмоционального проявления, можно судить об интенсивности переживания. Другой характеристикой эмоциональных проявлений является их контролируемость. В процессе социализации человек обучается сдерживать, подавлять некоторые формы эмоционального реагирования. Разумеется, при определенных условиях, например в случае внезапной угрозы, большой опасности, бывает крайне трудно сдержать или подавить соответствующую эмоциональную реакцию. Впрочем, независимо от обстоятельств, есть такие эмоциональные проявления, которые почти не поддаются контролю.

К. Изард выделяет 10 фундаментальных (базовых) эмоций:

  • 1. Радость
  • 2. Удивление
  • 3. Печаль
  • 4. Гнев
  • 5. Отвращение
  • 6. Презрение
  • 7. Страх
  • 8. Стыд
  • 9. Интерес
  • 10. Вина

Все остальные эмоциональные состояния, по версии К.Изарда, являются производными или составными.

Радость - это приятное, желанное, позитивное чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности. Её надо отличать от чувства удовольствия, которое вызывается сенсорными ощущениями: тактильными, вкусовыми, зрительными, обонятельными.

Радость имеет в основном социальную природу и вызывается социальными причинами.

Эмоция радости вступает во взаимодействие с другими эмоциями, с перцептивно-когнитивными процессами и с поведением. Переживание радости может вызывать определенные действия, но оно также порождает открытость и рецептивность восприятия, пробуждает интуицию и творческие способности.

Индивидуальные различия в порогах радости порождают разнообразие жизненных стилей. Для некоторых людей возбуждение и радость находятся в конфликте между собой, когда они сравнивают преимущества спокойствия, с одной стороны, и энергичного стремления к цели - с другой. Радость имеет мимические и соматические выражения.

Удивление - это позитивное чувство, сопровождается переживанием удовольствия. Весьма кратковременное состояние, оно наступает внезапно и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций.

Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации.

Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция.

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Прототипической ситуацией печали является акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним.

Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Большинство причин, вызывающих эмоцию гнева, подпадают под определение фрустрации. Боль и пролонгированная печаль могут выступать как естественные (врожденные) активаторы гнева.

Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

Отвращение - эмоция отвращения, представляющая собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания.

Функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Само мимическое выражение отвращения в своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта.

Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. По мере взросления мы научаемся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное «Я».

В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как «пищевая» эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Такой подход жестко связывает переживание отвращения с когнитивными способностями (способностью понять саму идею «зараженности»), которые развиваются у индивида не раньше семилетнего возраста.

Презрение - эмоция связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или о позитивном значении данной эмоции. Можем лишь предполагать, что в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Даже в наше время солдатам в армии внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, вероятно, для того чтобы солдаты, преисполнившись чувства собственного превосходства, проявляли больше храбрости в бою и с легкостью уничтожали врага. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискриминация, преступность.

Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. К таким «естественным сигналам» опасности относятся боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха, так или иначе, связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определенные стимулы страхом.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Переживая стыд , человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. На психологическом уровне активация стыда обычно вызвана столкновением с ситуацией, обстоятельства которой выставляют на всеобще обозрение «ущербность» личности или некоторых аспектов «Я» и привлекают к ним внимание. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источником стыда.

Эмоция интереса рассматривается как одна из врожденных базовых эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Считается, что в обычном состоянии сознания человек постоянно переживает какую-либо эмоцию и что чаще всего его перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. Исключение составляют те случаи, когда в сознании доминирует неудовлетворенная потребность или негативная эмоция. психологический эмоция изард личность

На нейронном уровне активация эмоции интереса связана с повышением нейронной активности. На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти и мышления. Эмоция интереса характеризуется вполне определенными поведенческими проявлениями. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости.

На физиологическом уровне эмоция интереса часто сопровождается брадикардией (снижением частоты сердечных сокращений). Результаты некоторых исследований указывают на то, что при эмоции интереса более активным является левое полушарие мозга.

Вина , в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффективно-когнитивных структур, формирующихся под воздействием родительских требований и предписаний разнообразных социальных институтов. Аффективно-когнитивные структуры совести становятся мотивом и регулятором нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, но проявления альтруизма, существенного компонента социальной ответственности, как правило, сопровождаются переживанием положительных эмоций, и именно они становятся основной движущей силой высшей формы поведения - поведения этического, или нравственного.

Стыд и вина часто идут рука об руку. Вина - важнейший фактор воспитания социальной ответственности, она становится непреодолимым барьером на пути немотивированной сексуальной и враждебной агрессии. Развитие вины и становление совести - важнейшие этапы психологического созревания личности.Чрезмерная склонность к самообвинениям или, наоборот, недостатки развития совести могут привести к дезадаптации или даже к психопатологии.