Занятия с детьми 2. Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка. Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

Каждый год жизни ребенка знаменуется приобретением новых знаний, умений и навыков. Психологи утверждают, что период с 2 до 3 лет очень важный для развития детей. Именно в этом возрасте накапливается опыт, который они будут использовать на протяжении всей жизни. Это своеобразная база, на которую малыш будет опираться в будущем.

2-3-летний возраст – переходной. Малыш еще не избавился от модели поведения ребенка раннего возраста, но уже старается проявлять свое «Я». Он эмоционален. Ему пока сложно надолго задерживать внимание на одном предмете. Однако он уже умеет сосредотачиваться на одном виде деятельности 15-20 минут, конечно, если это ему интересно.

Из-за особенностей психоэмоционального развития двухлетки основным видом его деятельности является игра. Через игровые занятия и упражнения осуществляется его умственное, психическое и социальное становление. С другой стороны, игра не должна быть бесцельной. Чтобы каждая минута игры приносила малышу пользу, необходимо, чтобы упражнения были направлены на:

  • Развитие логического мышления;
  • Устной речи;
  • Внимательности;
  • Моторики рук;
  • Интеллектуальных способностей;
  • Изучение свойств предметов;
  • Окружающего мира;
  • Новых понятий и явлений.

В этой статье предлагается домашняя программа эффективных и интересных занятий для организации досуга с ребенком 2-3 лет. Если проводить их регулярно, он научится:

    • Ориентироваться в пространстве, определять время;
    • Классифицировать предметы по общему признаку (например, по цвету, форме, происхождению);
    • Называть свой возраст, считать;
    • Складывать пазлы;
    • Различать свойства предметов (например, твердость, вес, размер);
    • Лучше разговаривать;
    • Правильно дышать;
    • Выговаривать новые слова, называть предметы;
  • Концентрировать внимание;
  • Делать сознательный выбор;
  • Манипулировать мелкими предметами;
  • Разбираться в явлениях природы.

Упражнения на развитие логико-математического мышления

Эти несложные игровые приемы ведут к формированию логического мышления у ребенка. В одно занятие можно включать произвольное количество игр, приведенных ниже. Следует ориентироваться на эмоциональное и физическое состояние малыша. Если он чувствует себя хорошо, допускаются длинные занятия. Они состоят из таких упражнений:

  • Осваиваем пространство и время. Возьмите любую игрушку, спрячьте и предложите малышу отыскать ее. Следует ориентировать ребенка подсказками, например, «Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало, может, мишка там?»
  • Различаем время суток. Игра подойдет трехлетним детям. Задача упражнения – научить ребенка различать утро и день, вечер и ночь, а также такие понятия, как сегодня, вчера, завтра. Лучше говорить о времени в течение дня, например, за завтраком расскажите ребенку, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, что он делал утром, днем и перед тем, как пойти в кровать.
  • Учимся сортировать. Сортировать по схожести можно что угодно: пуговицы, крупу, заготовки из цветной бумаги, овощи, фрукты. Например, можно усадить 2 игрушки (обезьянку и кролика) и «накормить» их подходящими продуктами.
  • Учимся считать. Начинать освоение математики лучше не с цифр, а понятных ребенку вещей. Считайте предметы вокруг себя (ступеньки лестницы, шаги, пальчики, игрушки). Научите малыша показывать на пальцах свой теперешний возраст и сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы. Пока для двухлетки это сложное задание. Без помощи мамы тут не обойтись. Ориентируйтесь на возраст малыша и не берите многокомпонентные пазлы. Подойдут картинки из 2-6 частей. Из двух вариантов «сложный пазл – помощь мамы» и «простой пазл, но самостоятельно» – выбирайте второй.
  • Учимся сравнивать. Уже в 2 года ребенок готов к такой игре, как «много-мало». Разложите перед малышом 2 кучки пуговиц, пусть сориентируется, где их больше, а где – меньше.
  • Сопоставляем предметы. Такое упражнение просто делать, читая книги. Задайте ребенку вопросы «кто что ест», «где чей хвостик», опираясь на картинки.
  • Ищем фигуры по 2 признакам. Сделайте бумажные заготовки двух разных цветов, и разных по размеру. Попросите ребенка найти схожие пары.

Упражнения на развитие устной речи

Занятия для развития речи не требуют от взрослых специальных знаний и навыков. Главное – отнестись к крохе с любовью и терпением, и совсем скоро его произношение станет более четким. Важно, чтобы на таких занятиях ребенку было интересно, иначе удержать его внимание не удастся и информация не будет воспринята. Ниже приведены общие упражнения, которые можно выполнять за один подход или в течение дня:

  • Чтение. Возьмите интересную книжку, рассчитанную на возраст 2-3 года. В таких книгах, как правило, крупный шрифт и картинки. Во время прочтения сказки или стишка нужно обязательно обсудить с ребенком сюжет рассказа. Задавайте малышу вопросы и хвалите, если он отвечает правильно. Делайте подсказки, если ему трудно.
  • Кукольный театр. Атрибутом игры могут стать специальные куклы, купленные в магазине, или привычные для ребенка игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, в качестве примера. Затем к игре подключают ребенка. Доверьте ему самую главную роль. Пусть побудет режиссером спектакля.
  • Речевое дыхание. Покажите ребенку, как задерживать дыхание на выходе. Чтобы малышу было интересно, используйте свечки, дудочки, сопелки, мыльные пузыри. Летом можно сдувать одуванчики. Такие упражнения, несмотря на кажущуюся легкость, отлично насыщают организм кислородом, улучшают работу сердца и мозга.
  • Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, пусть ребенок ее закончит. Можно брать ситуации из жизни, например, «Здесь стоит красный…», «Наша собака любит гулять…».

В 2-3 года ребенок уже немного разговаривает. Не исключено, что он употребляет исковерканные слова. Чтобы исправить произношение, закрепить и расширить речевые навыки, используются такие упражнения:

  • Описываем улицу. Задавайте ребенку простые и понятные вопросы: «Что ты видишь под окном?», «Что делают прохожие на улице?». Пусть ответы будут короткими, главное, чтобы малыш хотел отвечать.
  • Активизируем пассивный словарный запас. 2-летний ребенок понимает больше слов, чем может произнести. Старайтесь проговаривать с ним все события дня, вплоть до банальных: «что ел», «как спал», «с кем играл». Упражнение не только улучшит произношение, но и научит ребенка делиться с мамой своей жизнью.
  • Пересказываем сказку. К 2–3 годам малыши уже знают некоторые сказки. Предложите крохе пересказывать любую историю вместе с вами. Начните, а он пусть продолжит. Не забывайте хвалить его за каждый правильный ответ. Умеренная похвала формирует позитивное отношение к учебе.
  • Учим прилагательные. Чаще задавайте вопрос «какой?». Пусть малыш учится описывать предмет. Вначале он может повторять слова за вами, а потом употреблять их самостоятельно. Хорошо, если ребенок сам, без подсказок, может назвать хотя бы одно прилагательное.

Важно, чтобы родители сами следили за своей речью. Чем грамотней и правильней они разговаривают, тем осмысленней будет говорить ребенок. Подавайте детям хороший пример!

Упражнения на развитие внимания

Внимание также можно тренировать с помощью игр. Умение концентрироваться, обращать внимание на детали, размышлять поможет малышу в будущем, когда он пойдет в школу. В возрасте 2-3 года ребенка можно заинтересовать такими играми:

  • Найди вещь. Поиском можно заниматься в любом удобном месте: на природе, дома. Попросите ребенка отыскать белую машину или найти зверушку на картинке. Игра хороша тем, что не требует специальной подготовки, но она прекрасно развивает внимание. Главное – заинтересовать кроху, и он будет играть с удовольствием.
  • Найди общий признак. Разложите перед ребенком предметы, которые объединены одним признаком. Например, на всех есть один и тот же узор или какой-то цвет, изображение, геометрическая фигура. Важно, чтобы предметы были разноплановыми: варежка, блюдце, картинка в книге.
  • Строим по чертежу. К этой игре нужно подготовиться. В детских магазинах есть масса игр с чертежами. Выберите набор по возрасту, и позвольте ребенку сложить башню или домик самостоятельно. Игра может состоять из 2-6 предметов.
  • Ищем 2 признака. Ребенку предлагается отыскать вещи с двумя одинаковыми признаками, например, большое и круглое.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с уровнем интеллекта и речи детей, поэтому ее укреплению нужно уделять много внимания наряду с упражнениями на развитие познавательных процессов. 2-3-летнего ребенка можно занять:

  • Лепкой. Подойдет качественный пластилин разного цвета. Подключайте к процессу изучение цветов.
  • Аппликацией. Это занятие не только укрепит пальчики, но и разовьет творческое мышление.
  • Рисованием. Одно из самых любимых занятий детей. Можно рисовать карандашами, красками, фломастерами.
  • Пуговицами. Есть специальные игровые комплексы с подобными упражнениями, но можно поиграть и родительской одеждой.
  • Одеванием и раздеванием. Позвольте ребенку самостоятельно нарядить куклу или собраться на улицу.
  • Играми с водой. Лучше играть детской посудкой. Она изготовлена из специального пластика и полностью безопасна. Разрешите крохе повозиться в воде, используя крошечные чайник и чашки.
  • Мытьем рук. Научите ребенка мыть руки без помощи постороннего, после прогулки и перед едой. Заодно он освоит правила гигиены.
  • Игрой «Рыболов». Подойдут шарики или мелкие игрушки. Бросьте их в воду и попросите, чтобы ребенок выловил их с помощью ложки.

Существует еще много игр, которые можно организовать у себя прямо дома: собирать воду мочалкой, пипеткой, перемещать крупу пинцетом, закрывать бутылки. Эти и другие игры – эффективный способ укрепить моторику рук.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Здесь речь пойдет об искусстве, ведь это мощный инструмент развития личности. 2–3 года – удачный возраст для закладки интеллектуальных способностей малыша, формирования вкуса и творческого восприятия мира. Несложные упражнения познакомят его с:

  • Музыкой. Обязательно включайте в ежедневный режим прослушивание классических произведений. Ставьте их как фон при прочтении сказок, во время творческих занятий. Поощряйте желание танцевать.
  • Рисованием. В 2 года рисунки малыша становятся более осознанными. Он впервые пытается нарисовать себя, близких. Он использует круги, линии, квадраты. Ребенок старается закрашивать свой рисунок, не пересекая линии. Рисуйте вместе с ним. Нанесите на бумагу схему солнышка, животного, и пусть кроха дорисует его сам. Хорошо использовать пальчиковые краски. Они и мелкую моторику развивают, и цвета выучить помогают.
  • Ролевые игры. Позвольте ребенку самостоятельно придумать сценарий игры. Ее персонажами могут стать куклы и вы сами. Сюжеты лучше брать из жизни: сходите в магазин, отправьте куклу к доктору, в школу или детсад. Важно, чтобы ребенок был главным в этой игре. Если в семье есть еще дети, привлекайте их к занятиям. Они помогут крохе освоить ролевые игры быстрее.

Устраивайте для детей тематические дни и недели. На протяжении этого периода можно изучать конкретную тему. Следует учитывать предпочтения малыша, ориентироваться на его настроение. Постепенно наполняйте его жизнь творчеством, музыкой и живописью. Обсуждайте с ним его переживания, что он чувствует, когда рисует или слушает мелодию. Шаг за шагом вам удастся заинтересовать ребенка, и он сам будет предлагать вам заняться творчеством.

Упражнения на изучение свойств предметов

Если ребенок знает свойство предмета, он без труда найдет, где и как его использовать, поэтому это один из самых важных навыков малыша в двухлетнем возрасте. Навыки активизируют абстрактное мышление, позволяют сопоставлять, сравнивать предметы, пользоваться обонянием и осязанием. Важно, чтобы ребенок запомнил:

  • Размер: большой, маленький, узкий;
  • Вес: тяжелый, легкий;
  • Состояние: теплый или холодный, твердый или мягкий;
  • Схожесть предметов: одинаковый, разный;
  • Цвет вещи;
  • Форму: круглый, квадратный.

Основной прием игры – называть и группировать предметы согласно их свойствам. Сюда же можно отнести упражнения на развитие сенсорики. Подойдут следующие игрушки:

  • Тканевые мешочки с разными наполнителями;
  • Конструкторы: крупные кубики «Лего», сортеры, пирамиды;
  • Мозаики из пластмассы, дерева.

Знакомство с окружающим миром

Для гармоничного развития крохи одних занятий на логику, математику и внимание мало. Нужно постепенно знакомить его со всеми богатствами окружающего мира, учить его быть частью социума и природы. Информация, которую он будет получать в процессе ознакомления, должна быть простой и понятной, соответствовать возрасту. Предлагаются такие занятия:

  • Изучаем зверей. Узнаем о новых животных, как называются части их тела, детеныши, что они едят и где живут. Рассказываем, какую роль животное играет в природе, в быту человека. Например, корова дает молоко, а курочка – яйца.
  • Изучаем птиц. Объясните крохе разницу между домашними и дикими пернатыми, какую пользу они несут людям, чем питаются, как мы можем помочь им зимой.
  • Знакомимся с насекомыми. Важно строить рассказ на позитивный лад. У жучков и паучков тоже есть детки, они несут пользу окружающей среде, ведь каждое живое существо имеет свое место в природе.
  • Наблюдаем за природой. Нужно объяснить, откуда берется дождь, снег и другие атмосферные явления.
  • Изучаем флору местности. На прогулках обращайте внимание малыша на цветы, растения, расскажите, как они называются.
  • Учим фрукты и овощи. Выучите с ребенком названия привычной еды. Проверьте его знания, например, предложите выбрать яблоко или банан из миски.
  • Различаем материалы. Объясните, из чего состоят вещи вокруг нас. Они деревянные, металлические, бумажные.

Задача таких бесед – развить любознательность. Никогда не отказывайтесь рассказать ребенку что-то новое, если он спрашивает. Поощряйте его желание развиваться!

Изучаем новые понятия

Важно дать ребенку общие понятия. Не надо перегружать его деталями. Сейчас он их не запомнит. Можно составить список тем и разбирать каждый день новую. Для занятий подойдут такие темы:

  • Магазин;
  • Поликлиника;
  • Морской мир;
  • Я и моя семья;
  • Транспорт;
  • Город.

В 2–3 года ребенок уже может систематизировать первые знания о жизни человека. Обсудите с ним:

  • Профессии. Расскажите, кто работает в поликлинике, на железной дороге, в магазине.
  • Труд человека. Объясните, что любую работу нужно ценить. У каждого есть свои обязанности: мама моет посуду, а папа – чинит кран.
  • Части тела. Рассказывая о строении человека, не забывайте упомянуть о личной гигиене.
  • Бытовую технику. Обязательно подчеркните, что она может быть опасной, если пользоваться ею неправильно.

На нашем сайте также представлена серия онлайн игр и упражнений, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Они созданы с учетом известных методик, поэтому регулярные занятия способствуют эффективному развитию познавательных процессов.

Заниматься с ребенком самостоятельно не сложно. Одни упражнения можно выполнять во время прогулок и путешествий, другие – требуют подготовки. Однако такие занятия станут мощной базой для последующего развития ребенка. Он будет лучше понимать мир и чувствовать себя в нем в безопасности.

Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Так проявляется начальная ориентировочная активность , которая является физиологической основой познавательного развития ребенка . В ранние годы она проявляется в любопытстве ко всему, что малыш видит перед собой. Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. На этом принципе в настоящее время осуществляется разработка развивающих игрушек для малышей. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность . Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование . Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка , как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым, проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки и т.п. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые, «проказники» - Томы Сойеры... И, все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование . Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка , отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • первый -экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  • второе - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса! Но, важно и другое. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки! Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства. Сегодня речь пойдет об играх-занятиях с элементами экспериментирования для детей 2,5-3,5 лет , при помощи которых вы сможете:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.
  • Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Занятие «Водичка-водичка»

Цель . «Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка , подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пештушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого. Материал . Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок ). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный). Ход занятия . Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее 2-3 минуты. Отвечает на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку: Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок. Затем взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т.п. Далее разыгрывается ситуация с куклой: её умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия мама разливает воду из кувшина – по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

Занятие «Какого цвета водичка?»

Цель . Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). Материал . Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/. Ход занятия . Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая. Мама на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Мамин листочек откладывается. Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит мама и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д. Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар. «Какой же шарик?» - «Разноцветный!», - говорит мама, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

Занятие «Волшебные краски»

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п. Материал . Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана. Ход занятия . Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус». Мама наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание . Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом. Конечно, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

Занятия «Цветные льдинки»

Цель . В процессе экспериментирования показать ребенку , как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду). Материал . Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание . Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух занятиях. Ход занятия . Мама беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Ребенок может видеть их через стекло. Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Занятие «Снежные Фигурки»

Цель ребенка на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок». Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду. Материал . Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки. Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега. Ход занятия . Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, подзывает к себе ребенка . Показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять - становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.). Во второй части занятия взрослый предлагает малышу сформовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек. Примечание . Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления. Взрослый следит за тем, чтобы малыш использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Малыш делает на подносе 3-5 снежных Фигурки, мама также принимает участие в игре. Поднос устанавливается в поле зрения ребенка : он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду. Мама может в занятии использовать произведения художественной литературы, относящиеся к зимнему времени года Л. Никитин Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно. А. Барто Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. С. Высотская «Снежный кролик»
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие! Л.Павлова «Снеговик»
Два блестящих уголька –
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках - метла,
Веселится детвора!

Занятие «Найди колокольчик»

Цель . Научить послуху находить заданный предмет. Материал . Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой. Ход занятия . Мама показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, мама помогает. На последующих занятиях у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка .

Занятие «Какой «самолетик» улетит дальше?»

Цель . Показать планирование предметов по воздуху. Материал . Одинаковые листы цветной бумаги, из которых выполняется методом оригами 5-6 цветных «самолетиков» с целью их испытания на дальность полета. Примечание : взрослый складывает «самолотики», малыш наблюдает и помогает. Ход занятия . Экспериментировать желательно на дачном участке, в парке, на полянке в лесу, т.е. на открытом и свободном пространстве. Папа показывает как следует «запускать» самолетик, отрабатывает траекторию движения руки (метод пассивных движений). Если у малыша не получается, взрослый помогает. Когда все поделки будут испробованы, папа вместе с ребенком отмечают: какой предмет пролетел на самое дальнее расстояние. Далее игра разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу играющих участников.

Занятие «Какая машинка уедет дальше?»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машина самая быстрая»). Материал . Цветные машинки 2-3 шт. Доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоту 40-50 см (зимой в доме, летом - на воздухе). Ход занятия . Взрослый и ребенок рассматривают машинки. «А чья машинка уедет дальше, твоя или моя?» - спрашивает мама, побуждая тем самым малыша к экспериментированию. Во второй части занятия взрослый и ребенок поочередно, встав у приподнятого края ската, пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость. Отмечается, какая машинка уехала дальше. Затем эксперимент повторяется, участники меняются машинками. Если результат повторяется, машинка считается «победительницей». В следующей части занятия экспериментируется вторая пара машинок, устанавливается наиболее мобильная. И, наконец, - из двух лидирующих машинок путем очередного экспериментирования устанавливается самая призовая машинка. На последнюю можно прикрепить флажок. Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость передвижения зависит от силы толчка. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Можно игрушки выстроить по степени лидерства, присвоив самой быстрой номер первый, наклеив цифру на ее капот. Точно так же отметить цифрами и другие машинки. Малыш получает опыт символической функции в цифровом обозначении. Варианты . На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п.

Занятие «Какие предметы держатся на воде?»

Цель . Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут. Материал . Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой. Ход занятия . Взрослый предлагает малышу встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыш рассматривает их. Затем, по предложению мама, ребенок начинает опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут. Мама предлагает малышу подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону. В конце занятия мама предлагает, «испытать» бумажные лодочки: она складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыш опускает их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

Занятие «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде. Материал . Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре) Ход занятия . Занятие проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» мама называет луч от зеркальной поверхности, предлагает малышу посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в доме). Игра разворачивается ситуативно по желанию ребенка : он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самому поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого; солнечным лучиком играют с котенком и т.п.

Занятие «Где ночует солнышко?»

Цель . Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно. Ход занятия . Утром, в солнечный денек, поднимая малыша после сна, мама предлагает ребенку «поздороваться» с солнышком. Она подводит его к окну с восточной стороны и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй-здравствуй,солнышко!
Солнышко - колоконышко!»
«Лей щедрее, солнышко!
Золото в ладонышки!» А теперь с солнышком поздороваются твои игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все твои любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у малыша сохраняется интерес к наблюдению, мама обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку до завтра. Мы утром опять встанем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый. «Солнце спряталось за ветки,
Спать легли лесные детки,
Кто в берлоге, кто на ветке,
Кто в дупле, а кто в канавке
У воды в зеленой травке,
Мой малыш в своей кроватке».

Занятие «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, познакомить ребенка со свойствами магнита (притягивает металлические предметы). Организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Материал . Магнитные «удочки» (по числу играющих): палочки длиной 50-40 см, в сечении 5-6см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30-35 см; на конце нитки крепится магнит. Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек - два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами. Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту). Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями – «озеро». Ход занятия . Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: это озеро, в нем живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать с помощью удочек. Мама демонстрирует свойства магнита, используя несколько металлических предметов: «Это магнит, видишь, как притягивает к себе гвоздики, шурупы, скрепочки - все металлическое. Попробуем, притянет магнит бумажку или тряпочку, щепочку? Нет, не притягивает!» Далее экспериментирование переходит в игру с удочками. Мама обращает внимание малыша, - что на конце каждой удочки имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться»; показывает игровое действие. Малыш самостоятельно ловит рыбок. Взрослый отмечает, какую рыбку удалось выловить, для большего интереса, целесообразно кроме рыбок заготовить изображение каких-либо предметов, например, - сапожок, шляпу, кастрюлю, колесо, калошу и пр. Когда малыш вылавливает вместо рыбки какой-то неожиданный предмет, это вызывает много смеха и веселья. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно узнать, у кого же будет самый большой улов? В заключение необходимо заметить, что родители могут сами создавать интересные ситуации экспериментирования с игрушками и различными предметами. Ребенку можно показать увеличительное стекло, рассмотреть божью коровку, посчитать, сколько пятнышек на ее крылышках; муравья-труженика; мотылька с разноцветными крылышками; и, конечно, чашечки цветов. Можно наблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем и многое другое. Так родители учат ребенка с раннего детства любознательности, которая станет чертой его характера.

Здесь можно вместе с ребенком заниматься йогой вместе с ребенком; послушать интересную лекцию или принять участие в творческих мастер-классах по созданию предметов интерьера, аксессуаров и игрушек; начать живопись с нуля или укрепить свои навыки; послушать всей семьей концерт или посмотреть спектакль. Также проводятся развивающие занятия для малышей.

2. Трилингвальный детский клуб Metland Kids
От 1,5 до 7 лет

Клуб работает на базе школы английского языка Metland. Здесь можно заниматься капоэйрой, совмещать работу в арт-студии с уроками испанского, уроки английского с музыкой и уроки португальского с капойерой. Также в клубе открыли группу «Английский для мам». Адрес клуба

3. Мамин Садик Seasons
От 0 до 6 лет

Совершенно замечательное пространство для мам с малышами принадлежит Seasons Project. С 2014 года проект размещается в отдельном деревянном домике прямо на детской площадке Сада Эрмитаж. В Садике проходят занятия для мам и малышей, фотосессии, спектакли, концерты, а по выходным – детские дни рождения и семейные вечеринки в духе фестивалей журнала Seasons. Также в «Мамином Садике» работает кафе и парикмахерская для детей. Адрес Садика

4. Семейный центр CitYkids в Саду имени Баумана
От 0 до 6 лет

В CitYkids открыты творческие мастерские, сюда можно прийти на йогу или на детский спектакль, на музыкальный урок или на семинар по психологии. На время занятий малыша можно оставить под присмотром воспитателя в компании сверстников. В расписании центра: йога для новорожденных, музыка с мамой, сказковедение, танцы, арт-терапия. А пярмо возле клуба расположена удивительная площадка для игр «Обитаемый забор» . Адрес CityKids

5. Детский клуб «Шардам»
От 2,5 до 12 лет

На занятиях Творческой мастерской Татьяны Красновой малышей от 2,5 лет знакомят с основами живописи, графики и конструирования при помощи сподручных средств, что позволит им расширить свой собственный творческий опыт и понимание изобразительного искусства. Адрес Шардама

6. Проект «Концертини» (CONCERTiny)
От 1 месяца

Новый проект «Концертини» дарит малышам первое знакомство с миром классической музыки. Сюда приходят мамы с младенцами. Перед зрителями выступают профессиональные музыканты известных оркестров Москвы, лауреаты международных конкурсов. Программа рассчитана на музыкальные вкусы искушенных взрослых и вместе с тем адаптирована для детского восприятия (от 0 лет). Во время концертов малыши могут лежать на подушках, ползать, играть и общаться со сверстниками.

7. Проект «Вместе с мамой»
От 1 месяца

Этот проект – «ветеран» детского движения Москвы, концерты классической музыки для мам с малышами здесь устраивают с 2009 года. Взрослые слушают музыку, а дети танцуют и играют вместе с музыкантами на бубнах и маракасах. Сидеть тихо на своих местах совсем необязательно. Также проект проводит занятия английским, йогой, мастер-классы по имиджу, совместный летний отдых на море или Подмосковье, семейные дискотеки, мамсовет. Еще есть курсы для детей вместе с папами и детский театр для самых маленьких.

8. Музыкально-образовательный проект «СемиНотка»
От 2 до 12 лет

Семейный проект музыкантов Турчиных тоже хорошо известен московским семьям. Настя и Александр придумывают циклы музыкальных встреч и проводят их на разных площадках. Это не скучные лекции, а настоящий творческий интерактив. Среди программ «СемиНотки» – «Его Величество Орган», «Принцесса Скрипка и её семья», «Рояль – и форте, и пиано» и другие. Особенный цикл классов «О чем поет природа?» для малышей от 2 до 6 лет построен вокруг четырех стихий – воды, огня, земли и ветра. Для малышей от 1 года есть цикл «Музыкальные годики».

9. Студия раннего развития «Моцарт-эффект»
От 1 года до 12 лет

Ещё один музыкальный проект для малышей, где можно послушать классику. Проекту уже 12 лет. На занятиях в студии звучит живая классическая музыка в исполнении профессиональных музыкантов и солистов лучших оркестров Москвы. Дети рисуют и поют, а также пробуют свои силы в игре на детских инструментах. Малыши знакомятся с шедеврами классической музыки Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди, Прокофьева и многих других, и самостоятельно пробуют подыграть музыкантам. Малышам от 4 лет нужно пройти прослушивание, чтобы поступить в студию. Адрес студии

10. Проект Babyconcert
От 0 лет

Дети от рождения до школьного возраста наслаждаются мелодиями Моцарта, Брамса, Чайковского, Штрауса, Гершвина и других выдающихся композиторов в исполнении лучших музыкантов России. Концерты проходят в кафе «Море внутри» в Сокольниках, на базе проекта CityKids и в других приятных местах Москвы. Малышей не заставляют смирно сидеть, – на встречах дети танцуют и поют, свободно ходят по залу и присматриваются к инструментам.

11. Еврейский Культурный центр на Никитской (ЕКЦ)

От 2 лет

В ЕКЦ множество интересных студий для детей и взрослых. Дети от 2,5 лет могут посещать занятия литературного клуба «Читай-Играй». Детский театр на английском языке показывает в Центре серию интерактивных спектаклей на английском языке для малышей от 2 лет. А еще здесь есть замечательный развивающий центр «Тапуз». Ребенка можно привести на целый день, здесь его покормят, отведут на прогулку, и малыша ждет много интересных занятий: углубленное изучение русского, английского языков и иврита, знакомство со сказкой и литературой; хореография и музыка, сольфеджио и ритмика, йога и фитнес, балет и хореография. Адрес ЕКЦ



12. Клуб Baby Contact
От 3 месяцев до 3 лет

Клуб проводит танцевальные занятия для мам, пап, бабушек и дедушек с малышами. Основная цель занятий – установить контакт между мамой и малышом. Через специальные техники, тесный контакт, элементы танца, танцевально-двигательной терапии, хороводы и игры мамы учатся лучше слышать и понимать своего ребёнка. Во время занятий малыш находится на руках, в слинге, или просто рядом с мамой. Адрес клуба

13. Детское пространство «Двигалки»
От 0 до 5 лет

Зал в центре Москвы, специально оборудованный для движения, творчества и гармоничного развития малышей. Дети до 3 лет занимаются вместе с мамами. Занятия построены на принципах орф-педагогики и танцевально-двигательной психотерапии. Самые маленькие участники в возрасте от 0 до 12 месяцев занимаются в танцевально-двигательной психологической группе BabyContact, о которой написано выше. Адрес зала

14. Центр позитивного образа жизни BrightFamily
От 0 до 5 лет

Главное направление работы центра – родительские практики Бертлайт (Birthlight™, UK, Cambridge), разработанные основательницей Birthlight Франсуазой Фридман в 80−х годах прошлого века. В основе курса – сочетание мудрости Востока и передовых западных научных разработок. В BrightFamily представлены следующие направления йоги: йога для беременных, аква-йога, беби-йога от рождения до 4 лет, программы детского плавания (от 1,5 месяцев). Адрес центра

15. Мастерская «Маленькие дети и большое искусство»
От 2 лет

Мастерской заведует московский скульптор и мама Лиза Лавинская. В игровой и увлекательной форме дети знакомятся с историей искусств, посещают музейные выставки, рисуют, лепят, занимаются керамикой. Обычно занятия начинаются с небольшой лекции об истории искусства, для самых маленьких это может быть десятиминутная сказка или небольшой мультик. Дети знакомятся с работами художников разных времен, а потом создают свои собственные. Есть в Мастерской и курс для взрослых. Адрес Мастерской

16. Детский центр «Золотой петушок»
От 1.5 до 17 лет

Детский центр «Золотой петушок» работает в Москве в 1987 года. В центре дети от 1,5 до 17 лет могут заниматься по комплексной программе, которая сочетает в себе основы музыки, хореографии, изобразительного и театрального искусства. Занятия ведут профессиональные музыканты, режиссёры, художники и балетмейстеры. Центр «Золотой петушок» сотрудничает с Московским государственным Университетом им. М.В. Ломоносова, Российским институтом культурологии и Государственной Славянской академией. Адрес центра

17. Центр раннего развития на английском языке Gymboree Play&Music
От 0 до 6 лет

С детьми здесь занимаются по методике раннего развития Gymboree, которую придумали более 35 лет назад. Предполагается, что у каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно и вовремя начать развивать – появятся и способности. Сегодня свои обучающие программы компания реализует в 33 странах мира и более чем в 700 центрах, работающих по системе франчайзинга. Все занятия в центре проходят на английском языке: «Играй и Учись» от 0 до 3 лет; Музыка (6мес — 6 лет), Изобразительное искусство (18мес — 6 лет); Спорт (3-6 лет); Семейные занятия (0-6 лет); Школьные навыки (3-6 лет). Адрес центра

18. Клуб раннего языкового развития Baby Bilingual Club
От 1 года

Занятия проводят только носители языка и специалисты по раннему развитию. Главный принцип работы клуба – активное общение способом TPR (Total Physical Response) – подразумевает, что на занятиях ученики задействуют все органы восприятия и постоянно меняют виды деятельности. Малыши изучают английский язык через игры, музыку, творчество и чтение или прослушивание книжек на английском языке. Самые маленькие (1,5-2 года) приходят на уроки вместе с мамами. Адрес клуба

19. Семейный эко-клуб «Древо»
От 9 месяцев до 7 лет

В клубе работает Школа раннего развития, где дети знакомятся с окружающим миром, играют в авторские игрушки ручной работы и общаются со сверстниками. Среди интересных программ стоит упомянуть Школу этикета и Школу спасателей. Спортивный блок представлен фитнес-студией «Крепыш», ритмопластикой и студией танца, занятиями йогой и уроками самообороны. Кроме того, в клубе есть детская игротека и библиотека с обширным собранием детской литературы.

Если вы не нашли в обзоре своё любимое место для малышей – напишите о нём нам в редакцию: editor@сайт.

Чтобы ребенок не отставал от ровесников, ему нужно создать все условия для полноценного развития, в том числе путем непрерывного ведения процесса обучения, начатого как можно раньше.

Основным способом его реализации являются занятия, их цель – интеллектуальное, психическое и физическое развитие. И если для годовалых детей они простейшие, то после двух лет усложняются. В приоритете дисциплина, качественное выполнение задач, приучение к порядку, чистоте, получение большей самостоятельности, уважение к результатам труда в виде похвалы.

Занятия для детей 2 лет должны быть направлены на:

  • становление речи,
  • расширение словарного запаса,
  • формирование мышления и восприятия,
  • тренировку логики,
  • памяти и внимания,
  • развитие творческих способностей,
  • развитие физических способностей.

Для предупреждения эмоциональных перегрузок следите за тем, чтобы их продолжительность не превышала 10 минут .

Занятия с детьми 2 лет на развитие речи и расширение словарного запаса

Ежедневное общение с ребенком, совместные игры и занятия способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса. Лучшим другом малыша должна стать книга. Ему нужно читать внятно и с интонацией, комментировать каждую картинку «Собачка бежит, паровоз гудит у-у-у», отвечать на вопросы и вовлекать в диалог: «Что делает собачка? А как гудит паровоз?». Азбука – это тоже книга, по которой впервые изучаются буквы.

Подобные занятия для ребенка 2 лет дома могут принести результат даже в случае банального просмотра мультфильма, если малышу задавать вопросы: «А у котенка есть имя, как его зовут?».

В двухлетнем возрасте малыши часто заменяют одни звуки другими или вообще не произносят некоторые из них, говоря не «зайка», а «айка». Нужно учиться правильному произношению.

Например, если это «з», то так: «Летит комарик з-з-з. Расскажи, как летит комарик?». Или, показывая игрушечного зайца, спросить: «Это майка? Нет? А может, гайка? Нет, это зайка!».

Так развивается речь, укрепляется артикулярный аппарат, и расширяется запас слов.

Занятия с ребенком в 2 года на развития мышления и восприятия

На этом этапе развития закладываются основы математического мышления, поэтому обязательно должны быть предусмотрены занятия для детей 2 лет на изучение геометрических фигур и счета. Начинать лучше с простого, постепенно переходя к сложному.

Если это фигуры, то:

  • квадрат,
  • круг,
  • треугольник.

А позже:

  • ромб,
  • овал,
  • прямоугольник.

Если счет, то: один, два, три. А потом – до 10.

Можно строить пирамиды, используя фигуры разной формы, одновременно изучая счет: «Вот один квадратный кубик и два шарика».

Малышу будет интересно познакомиться с цветовыми характеристиками предметов, особенно, если он еще ничего не знает про цвет. Для этого проводите занятия с ребенком 2 лет на цветовое различение и восприятие. Сначала работают с 3-4 цветами, когда он научится их различать, можно увеличивать число вдвое, изучая по одному новому цвету на каждом последующем занятии.

Рассматривая картинку, говорите: «Смотри, какое зеленое дерево».

Или, играя с конструктором: «Я строю красную башню, дай мне красные кубики».

Можно взять две коробки, в одну из них класть желтые, в другую – зеленые игрушки, просить малыша: «Положи в эту коробку желтую уточку, а в эту – зеленый мячик».

Произносить цвета обязательно, а заставлять ребенка их называть – нет, главное, чтобы он в них самостоятельно ориентировался. Задача – соединить со зрительным образом слово, обозначающее цвет. Если малыш ошибся в выборе цвета, его нужно поправить.

Результат закрепляется на практике: «Какого цвета яблоко я тебе дала: красного, зеленого или желтого?».

Или на улице: «Какого цвета дерево? А какого цвета твоя шапочка?».

То же касается восприятия размера: ребенок должен знать соотношение понятий «большой – маленький»: «Вот большая грузовая машина, а вот маленькая».

Следующий шаг: объяснить, что бывают машины и не большие, и не маленькие, а средние.

Занятия для ребенка 2 лет на логику

Улучшению памяти и внимания способствуют логические занятия. Это поиск отличий в игрушках и изображениях, исчезновение предметов, их перестановка.

Например, развивающие занятия для детей 2 лет «Чего не хватает на столе?» проходят так. Расставив набор посуды, просят малыша посмотреть на предметы (их 3-5), рассказывают о каждом: «Это чашка, из нее ты пьешь компот, это тарелка, из нее ты кушаешь суп, это ложка, ее ты держишь рукой». Выбрав момент, со стола убирают один из них и говорят: «Посмотри, чего тут не хватает?». Получив ответ, показывают ребенку спрятанный предмет и хвалят его.

В следующий раз проделываются аналогичные манипуляции, только теперь добавляется что-то, чего раньше не было, например, блюдце. Просят малыша показать новый предмет, рассказывают о нем. Потом меняются с ребенком ролями: «Я отвернусь, а ты спрячь что-то».

Творческие занятия с 2-летним ребенком

Они же - занятия по развитию воображения и расширению кругозора. В таком возрасте с детьми начинают рисовать карандашами и красками, приучают к лепке из мягкого пластилина и теста для получения сенсорного опыта и улучшения мелкой моторики.

Развитие ребенка 2 лет должно быть всесторонним, поэтому ему предоставляют полную свободу в творческом самовыражении, параллельно обучая основным принципам создания образов и фигур, выбора пропорций и цвета, отражения сущности окружающих предметов.

Нетрадиционные художественные занятия с ребенком в 2 года

Многие слышали о пальчиковой живописи, рисовании на влажной бумаге, зерном, песком, свечой, монотипии и прочем, но лишь некоторые знают, что это новый и эффективный метод обучения, который будет особенно интересен малышам. Он нетрадиционный, поэтому занятия для детей 2 лет предусматривают использование специфических техник и множества нестандартных материалов для изобразительной деятельности.

Интеллектуальные способности развивают с помощью кляксографии: маленький камушек погружается в акварель, малыш на бумаге ставит им кляксу, а мама спрашивает: «На что она похожа? На облако? Или на машинку, если мы нарисуем ей колеса?», тем самым составляя целый сюжет.

Ребенок с интересом освоит рисование свечой: на белой бумаге воск не виден, но если смочить вату краской и приложить к изображению, перед его глазами внезапно появится картинка.

А вот метод монотипии : берутся яркие пальчиковые краски (густая гуашь), прозрачный целлофан и бумага. Малыш ладонью с краской выводит на целлофане изображение, затем целлофан переворачивается и опускается на бумагу, получаются сразу два неопределенных рисунка. «Что же это? Может, лес и речка?».

Музыкальные занятия с детьми 2 лет

Эти занятия предназначены для развития музыкального слуха и чувства ритма, а также способствуют становлению речи и правильному произношению звуков. Малышу нужно включать детские песни и музыкальные мультфильмы, петь или играть на инструментах, использовать музыкальные игрушки для детей 2 лет или книги.

Пусть голосом мамы с ним говорит любимая кукла, робот поет песни и читает стихи: «Посмотри, они хотят тебе спеть песенку про Елочку». Играющая музыка побуждает к танцам, поэтому при первых аккордах нужно показать ребенку несколько несложных движений, а он их повторит.

Физкультурные занятия для ребенка 2 лет

Они развивают силу и ловкость, координируют движения, проводятся дома и на свежем воздухе. В комнате можно установить спортивный уголок для физкультурных занятий либо под музыку выполнять с малышом простые упражнения: наклоны, приседания, повороты.

А чем занять ребенка 2 лет на прогулке?

Например, игрой с мячом: подбрасывая вверх, просить поймать его сначала одной, потом другой, а затем двумя руками; забивать мяч в ворота на спортивной площадке; медленно толкнуть мяч вперед («Беги быстрее мячика») и пусть малыш его обгоняет.

Еще можно поиграть в групповые игры: «У кого мяч катится дальше?» или, отталкивая мяч от земли, «Кто подпрыгнет выше мячика?».

На усмотрение родителей перечень занятий может расширяться.

Развивающие занятия для детей 2 лет - видео

Для чего необходимы развивающие занятия для детей 2-3 лет, ведь кроха еще так мал? Мы не сомневаемся, что вы хотите дать ребенку все самое лучшее, и это включает не только игрушки и прогулки. Жажда к познаниям и искреннее любопытство при виде всего нового – вот то, что свойственно всем детям без исключения. Занятия для детей от 2 лет по методу Монтессори полностью соответствуют особенностям этого возрастного периода и позволяют стать малышу настоящим исследователем, сохраняя в нем это драгоценное желание и развивая его самостоятельность.

Не нужно настойчиво заставлять крох сделать то, что нужно взрослым. Такой подход не приносит ничего, кроме неврозов. Развивающие занятия для детей от 2 лет позволяют не только донести до крох нужную информацию, но и дисциплинируют их, адаптируя к нахождению в коллективе и умению общаться со сверстниками и взрослыми. Но главное – они выявляют склонности и таланты ребенка, и дают возможность раскрыть его индивидуальность.

Для чего нужны развивающие занятия для детей 2-3 лет

Этот возрастной период характеризуется бурным развитием речи. Малыш так старается говорить, но не всегда это получается. Все занятия для детей от 2 лет обязательно задействуют мелкую моторику. Для этого в нашем клубе создана особая Монтессори-среда со множеством интересных природных материалов, которые кроха может достать самостоятельно и внимательно исследовать.

Чем еще занимаются малыши, посещая свой любимый детский клуб? Мы подготовили сбалансированную, насыщенную и увлекательную программу развивающих занятий для детей двух лет:

  • Изучение свойств, цвета и формы предметов;
  • Музыкальные занятия;
  • Развитие и речи и логопедический массаж;
  • Фитнес для малышей;
  • Театральные представления и игры;
  • Английский язык по методу В. Мещеряковой.

Все нагрузки для крох соответствуют их возможностям. В это несложно поверив, увидев результаты детских занятий с 2-3 лет: малыши просто не хотят покидать класс!

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

Как проходят детские занятия с 2 лет в «Созвездии»

Для тех, кто еще никогда не посещал детский сад и пока стесняется, мы предлагаем группы, куда можно приходить вместе с мамой. А когда ребенок привыкнет, он сможет посещать центр в обычном режиме. Несколько часов свободного времени станут хорошим подарком для родителей. Развивающие занятия для детей от 2 лет могут проходить в группе адаптации к детскому саду, или же заменить его благодаря наличию группы неполного дня (3-4 часа). В случае необходимости в «Созвездии» также можно заниматься с крохой индивидуально.

Возможно, ваш малыш станет музыкантом, художником или математиком. Его таланты можно раскрыть уже сейчас, обеспечив при этом гармоничное развитие в целом. Не ограничивайте ребенка в желании учиться! Именно на это направлена вся Монтессори-среда.

Хотите узнать подробнее о развивающих занятиях для детей от 2-3 лет? Запишитесь на бесплатный пробный урок!